ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
2187
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития - это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей остаётся одним из актуальных направлений в развитии специальной педагогики. 

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи учеников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с различными нарушениями, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Информационно-коммуникационные технологии - это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.

В ХХІ веке информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. 

80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации - с помощью слуха, оставшиеся 5% - через осязание, обоняние и вкус. 

Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений, недостаточность контроля и координации произвольных движений, недостаточность вспомогательных функций рук, синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук, ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость. У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др. У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя. 

Преимущества информационно-коммуникационных технологий:

- Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме; 

- Повышается мотивация и интерес детей к занятиям;

- Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным; 

Образовательные возможности ИКТ для ребенка: 

- Ребёнок сам видит результат своей работы, формируется процесс осмысления собственных речевых навыков, возникает стремление исправить увиденную ошибку;

- Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала;

- Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы;

- Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером, получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать;

- Ребёнок сам видит результат своей работы, незаметно переходит от игровой деятельности к учебной;

- Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;

- У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога: 

- Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы;

- Системный и деятельностный подход к коррекции;

- Объективность – проблемы становятся “визуальными” для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных;

- Индивидуальный и образовательный маршрут – видно, как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы;

- Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты);

- Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

При этом одно из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями. В этом направлении ведутся различные разработки. Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры. Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора. Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый “Экранный чтец”. Существуют также информационные ресурсы, предназначенные для коррекции развития психических функций при обучении детей математике, чтению, письму.

Формирование правильного физиологического выдоха и воздушной струи. Работа с микрофоном позволяет  работать над мелодичностью, плавность речи у детишек с заикание.

Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда, условно можно разделить на 3 блока.

1. Компьютерные игры.

Например:

1. “Учимся говорить правильно” (ООО “Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008).

2. “Баба-Яга учится читать” (Компания “МедиаХауз”, 2003).

3. “Игры для Тигры” (автор Л.Р. Лизунова, г. Пермь, 2004).

4. “Алик. Скоро в школу” (“Руссобит – М”, 2001).

5. “Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” (“Руссобит – М”, 2005).

6. “Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” ("Руссобит – М”, 2005).

7. “По воде, земле и воздуху” ("Руссобит – М”, 2004).

8. "Подводное сафари. Обитатели океана” (“МедиаХауз, 2003).

9. “В джунглях” (“МедиаХауз”, 2000).

10. “Силы природы” ("МедиаХауз”, 2002).

11. “Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО “ИгроМаркет”, 2010).

12. “Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО "1С”, 2005).

2. Компьютерные игры с использованием интернета. 

Например:

Картинки-раскраски по лексическим темам

Онлайн-игра “Раскрась алфавит”

Онлайн-игра фонетическая раскраска

Онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ

Использование различных порталов и сайтов

3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)

Презентации - картинки;

Электронные книжки;

Сказки, загадки;

Электронные игры по развитию речи и ВПФ;

По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

Ещё одна важная задача – это формирование информационной культуры педагогов. В первую очередь педагог должен осознать место информационных технологий в процессе обучения, сопоставить их со своими педагогическими и методическими приоритетами и пристрастиями. Он должен научиться применять компьютер там и тогда, когда это эффективнее всех других форм. Всё это вместе взятое даёт перспективу роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой деятельности лиц, нуждающихся в особой помощи. За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и овладение самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.

Рекомендации для родителей при работе детей с компьютером:

1. Ни к чему 3-хлетнему карапузу таращить свои глазки в экран монитора. Начинайте его приобщать к высоким технологиям не раньше 4,5 лет, а лучше - с 5. Именно начиная с этого возраста разработчиками созданы те игры и программы, которые действительно могут подтолкнуть развитие, помогут подтянуть малыша в обучении, развить его речь, мышление, внимание. Для трехлеток это вредное баловство - и только.

2. Работать с компьютером ребёнку   5-7 лет можно не более 15 минут в день. Договоритесь с ним об этом сразу, до начала игры, ведь оторваться от интересного занятия иногда просто невозможно!

3. После того, как вы вместе с ребёнком плодотворно поработали, обязательно сделайте гимнастику для глаз. Пусть это войдет у вас в привычку. Глазкам нужен отдых от контрастных цветов компьютера и мелькания картинок, да и в школе пригодится.

Прежде, чем вы будете организовывать работу ребёнка за компьютером, надо узнать, а, собственно, какой компьютер подходит для ребенка? И здесь специалисты категоричны:

1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. 

Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности - MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR- Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом. В связи с этим желательно, чтобы дети, особенно дошкольники, пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Монитор с электронно-лучевым кинескопом обязательно должен быть установлен задней стенкой к стене.

5. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop: 

Раскрась себя и маму. Нарисуй любимые игрушки.

Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:

Следует отметить, что компьютер не самоценен! Компьютер не заменит специалиста - это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога (или родителя) и компьютера. 

Для мамочек хочется подчеркнуть главное:  

Вы обладаете неоценимым преимуществом по сравнению с любым суперквалифицированным специалистом - никто не проводит с вашим ребенком столько времени, сколько вы, и ближе вас у него никого нет. Пожалуйста, не забывайте о своих возможностях. Эмоциональное взаимодействие, грамотное общение, сказка на ночь, увлекательная книжка, написанная хорошим образным языком, пособия и игры, направленные на развитие разных сторон речи и процессов, лежащих в ее основе - все это можете дать ребенку только вы в повседневном общении с ним. А мы, специалисты, в свою очередь, сориентируем вас, как действовать с максимальной пользой и эффективностью в решении ваших проблем. 

Инсия Ахметова,  учитель–логопед МБУ  КЦСОН “Добро пожаловать!” г. Светогорск

Читайте также