«ЖИВЯ В ЧУЖИХ СЛОВАХ»

«ЖИВЯ В ЧУЖИХ СЛОВАХ»
655
«ЖИВЯ В ЧУЖИХ СЛОВАХ»

В Светогорской городской библиотеке состоялась встреча с Мариной КОЗЫРЕВОЙ - другом выдающегося историка и географа Льва Гумилёва, сына великих русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

Марина Георгиевна – дочь известных ученых, кандидат географических наук, хранительница мемориального музея-квартиры Гумилева и просто талантливый человек.

В детстве отец часто читал стихи Николая Гумилева, и  они ей очень нравились. В то время поэт был запрещен, и когда Марина спрашивала у отца, кто автор стихов, он говорил, что не помнит. И лишь когда она окончила школу, отец признался, что это стихи Гумилева, но предупредил, чтобы вслух эту фамилию не произносила. 

Когда Марина выросла, она пошла по стопам своей матери: поступила на геологический факультет. Окончив учебное заведение, она отправилась в экспедицию в город в Агадырь Карагандинской области. Там и познакомилась со своим будущим мужем Александром Козыревым – астрофизиком, кандидатом наук. Тогда в экспедиции, под бархатным казахским небом он читал ей стихи Николая Гумилева. По возвращении в город Марина с Александром шли как-то по коридору главного здания ЛГУ, вдруг будущий муж спросил, не хочет ли она познакомиться со Львом Гумилевым. Оказалось, что отец Александра – известный астрофизик Н.А. Козырев отбывал срок вместе со Львом Николаевичем в лагере под Норильском. Марина Георгиевна тут же сопоставила фамилию с отчеством. Лев Гумилёв как раз шел им навстречу.

- Узнав о том, что я учусь на курсах немецкого языка, Лев Николаевич попросил меня перевести статью одного ученого "Религиозные верования древних монгол». Я же была нормальная советская  комсомолка, отличница, спортсменка и тут вдруг меня просят перевести какие-то религиозные верования. Для меня это была как чужая планета, – рассказывает она. Но из уважения к Гумилеву Марина взяла эту книгу, пришла домой и стала переводить. А когда Гумиллёв стал просматривать листки с переводом, то лицо его всё больше хмурилось. Он усадил Марину, налил  чаю и начал рассказывать про древних монголов и про их религиозное верование. Да так, что девушка слушала, затаив дыхание.

- У него был удивительный дар рассказчика, даже дефекты речи пропадали, когда он начинал рассказывать или читать стихи. Так же увлекательно и красноречиво Лев Николаевич читал свои лекции. Он был нетривиальный мыслитель, нетрадиционно смотревший на мир, и предложивший новое понимание истории. Он вообще считал, что историю преподают неправильно. Говорил, что нельзя изучать один народ отдельно от другого или заучивать даты. Естественно, после его рассказа я бежала домой, чтобы как можно быстрее засесть за работу. А потом стала регулярно приходить к Гумилёву, помогала переводить письма и мы просто много общались.

Марина Георгиевна показала презентацию, посвященную семье Гумилевых, попутно рассказывая о жизни, судьбе и творчестве отца и сына; о создании мемориального музея-квартиры. Говорит, что супруга Льва Николаевича активно участвовала в его создании, но по состоянию здоровья вынуждена была уехать в Москву. Уезжая, она очень просила Марину продолжать заниматься музеем. В свободное время Козырева приходила туда, переписывала библиотеку, составляла историю вещей. Процесс создания музея начался во время перестройки и длился около 10 лет. 

Этот музей уникален тем, что вся обстановка там – подлинная. Расположен он почти в историческом центре города – на улице Коломенской, между улицей Марата и Лиговским проспектом. В музее можно услышать рассказ о семье Гумилевых, а также увидеть вещи Льва Николаевича, книги, документы, фотографии, картины, а на стене кабинета висит схема-график «Изменение пассионарного напряжения этнической системы», иллюстрирующая основные положения пассионарной теории, которую он создавал более 30 лет.

В заключение встречи прозвучали стихи Николая Гумилева в исполнении артиста Государственной филармонии Санкт-Петербурга Дмитрия Ефименко.

Светлана ЯКОВЛЕВА, Светогорск

Читайте также