«К ШТУРВАЛУ ТРЕВОГИ И СТРАНСТВИЙ ТВОЯ ПРИКОСНУЛАСЬ ЛАДОНЬ…»

«К ШТУРВАЛУ ТРЕВОГИ  И СТРАНСТВИЙ  ТВОЯ ПРИКОСНУЛАСЬ ЛАДОНЬ…»
1033
«К ШТУРВАЛУ ТРЕВОГИ И СТРАНСТВИЙ ТВОЯ ПРИКОСНУЛАСЬ ЛАДОНЬ…»

На мой взгляд, трудно выразить стихами состояние моря, его характер и оттенки цвета волны, но еще сложнее дать поэтический срез флотской службы. Убежден, что практически невозможно написать о подводниках: с одной стороны – повседневная, тяжелая, монотонная и однообразная вахтенная служба, а с другой стороны – постоянная готовность к самопожертвованию. Суровая мужская и в то же время романтическая профессия.  

Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но думаю, что только представителям этой профессии дано подмечать те мелочи бытовой и флотской жизни, на  которые мы просто не обращаем внимание и которых не замечаем, живя на берегу. Поэтому лучшие произведения о моряках пишут только «флотские», так как они искренне любят свою нелегкую и суровую профессию.

Я долгое время не брался за тему морской службы, но жизнь все расставляет на свои места. Сыграло свою роль и то, что в прошлом году в свой Последний поход ушел выборгский краевед, подводник Леонид Войтович, и теперь чайки напоминают о нём.

К беззаветно влюбленным в море поэтам относился и Алексей   Лебедев (19.07.1912- 15.11.1941). Ему был дан редчайший дар – черпать вдохновение в повседневной жизни флота. Он находил  точные и выразительные образы, умел самым  прозаическим словам придать лирическую окраску.  Боевая подготовка, быт моряков, отдых – всё это нашло свое отражение в стихах Алексея Лебедева.  С какой теплотой говорит он о, казалось бы, обыденных вещах:

Братишка, мой верный чайник,

Ты видишь, прошу я дружбы.

Прижмись же теплом горячим

К холодным рукам моим.

Озябли они не случайно,

Я крепко держал оружье.

Теперь же теплом я беден.

Там ты поделись своим…

Кажется, будто поэт знает сокровенные тайны твоей души,  передает мечты  твоей молодости. Он открывает нам  море, беспокойное и влекущее, суровое и южное. 

После окончания 9 классов Алексей Лебедев уезжает на Север,  ходит на торговых и рыболовецких судах. Там он влюбляется в море, и море отвечает ему взаимностью. В 1933 году Лебедев возвращается к родителям в Иваново, поступает в строительный техникум, а после его окончания – срочная служба. И попадает Алексей в школу радистов, в Кронштадт.

Там, в городе моряков и морской славы России, он понимает: служба в Военно-Морском Флоте -  это его призвание, его судьба:

Нам доли даются любые,

Но видишь сквозь серый туман –

Дороги блестят голубые,

Которыми плыть в океан.

Ты видишь простор океанский,

Далекого солнца огонь,

К штурвалу тревоги 

и странствий

Твоя прикоснулась ладонь.

Лебедев подает рапорт и поступает учиться в военно-морское училище имени  М.В. Фрунзе. Годы  учебы были особенно яркими - весёлый, энергичный и жизнерадостный, он  находил время и  для общественной работы: вел литературную группу, занимался с отстающими, хорошо плясал, был отменным боксером и лыжником. Отдавая дань моде того времени, курил трубку. 

В это же время (1939 год) выходит в свет его первый поэтический сборник «Кронштадт». Успех был ошеломляющим, Ленинградское отделение Союза писателей принимает его, тогда еще курсанта (!) в свои ряды.

С началом боевых действий с Финляндией Алексей Лебедев подает рапорт с просьбой направить его в действующий флот. Участвует в боевых действиях в качестве штурмана-стажера на эсминце «Ленин». Здесь он создает цикл новых стихов, которые легли в основу сборника  «Лирика моря», вышедший в 1940 году и моментально  разошедшийся:

И снова сорок тысяч сил

Несут корабль во тьму.

Сохранились архивные документы того периода, рассказывающие о боевых действиях эсминца «Ленин». Они рассказывают о том, что отряд кораблей в составе лидера «Минск» и эсминцев «Карл Маркс», «Энгельс», «Ленин» и «Володарский» 8 декабря 1939 г.  был направлен для выполнения операции по уничтожению береговых батарей Сааренпя и Торсаари. Батареи располагались на мысе Ристиниеми (две 305-мм орудия дислоцировались на острове Равенсаари (Малый Высоцкий), батарея Торсаари и на острове Биорка  шесть 254-мм орудий (Большой Березовский) и называлась батарея Сааренпя.

Они надежно прикрывали подступы к проливу Бьоркезунд и Тронзунду (Высоцк). Батарея Сааренпя могла держать под обстрелом своих орудий северную часть Сейскарского плеса и способна была  существенно мешать маневрированию кораблей КБФ.

На Карельском перешейке левофланговые части 7-й армии и  123-я армия  вышли на рубеж  теперешних Каменки-Ключевого-Андреево. При дальнейшем продвижении они неизбежно попадали под обстрел вражеских береговых батарей Биоркского укрепленного сектора и в первую очередь батареи Сааренпя.

В результате боя тогда удалось установить, что мин заграждения у острова нет и определить примерную дальность стрельбы  этой батареи.

В конце декабря 1939 года было принято решение – о формировании специального лыжного батальона под командованием капитана И.С. Лосякова. Он включал в себя добровольцев из морских школ, с фортов и береговых батарей Кронштадта, а также с некоторых боевых кораблей. Причем было обязательное условие – уметь хорошо ходить на лыжах. Требования были жесткие, каждый кандидат сдавал лыжную подготовку и умение хорошо владеть стрелковым оружием. Из  пяти-шести кандидатов зачисляли только одного.

После окончания боевых действий и возвращения личного состава в родные подразделения, Алексей Лебедев жадно расспрашивал лыжников этого батальона, а потом и сам побывал на местах боев. И там рождались стихи… А  вот какие строки написал он после того, как поднялся на башню св. Олафа: 

Говор ветра и пух голубинный,

Узкий двор утопает в снегах.

Так пришли в этот замок старинный

Мы, рожденные в новых веках.

Вверх на башню все выше и выше,

Чаще, чаще биенье сердец.

Сквозь пробоины рваные в крыше

Виден снежный небесный свинец.

Флот был его жизнью и его призванием. Недаром на вопрос драматурга Александра Крона, думает ли он стать профессиональным поэтом, Лебедев ответил: «Нет, я штурман. Это дело моей жизни. В тот день, когда я перестану быть моряком, я перестану писать стихи».

Его друг Всеволод Азаров написал такие строки:

Мы говорили о морях,

О флотоводцах и отваге,

О самых дорогих стихах,

Еще не отданных бумаге.

Пусть ты узнал над словом власть,

Но до забвенья, до предела

Прекрасная иная старость

Тобой, товарищ мой, владела.

И тихо падали во тьму

Слова беседы откровенной:

«Писать я должен потому

Что штурман я, моряк, военный…

После окончания училища Алексей Лебедев был направлен на Балтийский флот и  назначен штурманом на подводную лодку «Л-2», на которой и встретил Великую Отечественную войну.

В ночь на 13 ноября 1941 года лодка вышла из Кронштадта в последний поход с полным запасом мин для постановки минных заграждений  в Данцигской бухте и при форсировании минного поля противника, подорвалась и затонула. Алексею не было и тридцати лет…

 Николай Тихонов написал об Алексее Лебедеве такие строки:

«Он любил море. Он ушел от нас в море, и море не возвратило его. Нам осталось только память о нем, память о талантливом поэте, сказавшем только первое слово, память о верном товарище и прекрасном бойце, преданном сыне Родины. Он ушел от нее слишком молодым, и от этого наша печаль еще глубже, наша горесть еще сильнее… 

Он выполнил свой долг поэта, моряка – подводника, патриота. И море было с ним в последний час…»

Трудно что-либо  добавить к этим  словам.

Мирхат Мусин, член Исторического клуба Ленинградской области, краевед

P.S. Благодарю сотрудников  библиотеки Алвара Аалто за  помощь в подготовке данного материала.

Читайте также