ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ГИЦЕЛИН

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ГИЦЕЛИН
2122
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ГИЦЕЛИН

Как мы представляем себе европейское средневековье? Неприступные замки, кровавые битвы, каменные соборы с острыми шпилями. И, разумеется, благородные рыцари. А отличительный признак и главное достояние рыцаря – это его меч…

Препоясывание мечом было частью ритуала посвящения в рыцари, то есть возведения в дворянское достоинство. Наш сегодняшний рассказ  посвящен мечу эпохи высокого средневековья, который является главным украшением коллекции оружия Выборгского музея-заповедника. Мечу, на клинке которого сохранилась надпись на латинском языке: «GICELIN ME FECIT» или «Меня сделал Гицелин».

Надо заметить, что меч «Гицелин» (будем называть его так) – едва ли не самая древняя находка на Замковом острове. В 1982 г. исследованием возвышенности в центральной части острова, так называемого Кузнечного двора,  занимался археолог Вячеслав Тюленев. В слое XII-XIII вв., к северу от башни св. Олафа, в числе предметов, попавших в землю при строительстве самой первой оборонительной стены Замка, был обнаружен согнутый пополам клинок меча. До сих пор этот меч – единственный, найденный на территории Выборга.

Надо заметить, что на Карельском перешейке и в северном Приладожье мечи эпохи викингов и более поздние романские (или капетингские) мечи находили еще в середине XIХ в. Нельзя сказать, что подобных находок было много, но, тем не менее, их было больше, чем в других регионах Российской империи. Чаще всего мечи находили при земляных работах, случайно задевая старинный могильный холм. Самой старой такой находкой до сих пор считается меч из Валкярви (Мичуринского), по долу которого выведена надпись «ULFBERHT», выполненная инкрустацией медной проволокой.

Мечи «ULFBERHT» – самая большая группа именных мечей, изготовленных в Рейнской области в IX–X вв. К настоящему времени их выявлено не менее 179. Такое количество, а также разнообразие находок, заставило исследователей усомниться в том, что все мечи были изготовлены в одной мастерской. Как бы то ни было, мечи «ULFBERHT», несомненно, пользовались большим спросом и в силу этого разошлись по всей Европе. Значительно меньшее количество мечей (21) носит на клинке имя «INGERLII» – франкского оружейника, работавшего во второй половине Х в. Среди именных мечей есть и очень редкие, известные в одном-двух экземплярах: «BANTO», «ATALBALT», «LEUTFRIT», «BEN-NO», «INNO» и др.

Выборгский меч принадлежит к группе мечей «GICELIN», насчитывающей к нашему времени около 16 единиц. Указать точную цифру сложно, поскольку в результате коррозирования и расслоения металла надписи на клинках разрушаются, и обнаружить их удается зачастую только после химической обработки клинка. Так, чистка уже давно хранившихся в различных европейских музеях средневековых мечей в 1990-х гг. добавила в каталоги два десятка «Ульфбертов». Кроме того, если рукоять меча изготавливалась не одновременно с клинком, она могла частично закрыть собой надпись.

Европейские исследователи долгое время не имели информации о мечах, хранящихся в музейных собраниях СССР. В каталогах числились лишь восемь «Гицелинов», половина из которых была найдена в Германии, два в Финляндии и по одному в Великобритании и Нидерландах. К этим восьми следует прибавить один меч, найденный на территории Украины, и пять «Гицелинов» из Латвии. В 1975 г. во время работ на территории Ивановской площади Московского кремля был найден первый в России меч «Гицелин» из узорчатой дамасской стали. Обнаруживший его рабочий не придал находке значения и повредил клинок, собираясь изготовить из обломка меча кинжал. Сейчас московский «Гицелин» – самое старое оружие в коллекции Музеев Московского Кремля, его датируют 1170-ми гг.

Но вернемся к выборгскому мечу. Меч не имел эфеса и, как уже было сказано, был согнут. Согнуть меч подобным образом в бою невозможно, такой излом возможен лишь в случае, если клинок был ритуально «убит». «Умерщвление» меча – распространенный ритуал, сопровождавший похороны воина. Меч должен был остаться при своем хозяине и после его смерти. Но если выборгский «Гицелин» был «убит», значит, его должны были найти в захоронении воина. Однако это не так, меч был найден в слое золы, оставшейся от сожженных построек карельского сторожевого пункта на Замковом острове, предшествовавшего зак-ладке замка. Какими путями этот меч, изготовленный во франкском королевстве эпохи Капетингов в конце XII в., добрался до Выборга, кто был его хозяин – узнать это уже невозможно. В любом случае, этот человек был богат, раз мог позволить себе такое оружие. 

Длина обоюдоострого клинка выборгского «Гицелина» составляет 89,5 см при ширине лезвия у основания в 5,5 см. Острие у меча скругленное, и, следовательно, оружие применялось для нанесения рубящих ударов. В верхней трети клинка, по неширокому долу, с двух сторон выведена надпись, нанесенная в технике инкрустации. На одной стороне клинка надпись указывает на имя мастера: «GICELIN ME FECIT», на другой стороне приведено обычное для таких мечей посвящение «IN NOMINI DOMINI» («Во имя Господа»). Инкрустирован «Гицелин» тончайшими полосками железной проволоки, которые набивались в предварительно подготовленную основу для надписи. С обеих сторон надписи заключены между изображениями костыльных крестов, в форме которых соединились христианский символ и изображение молота Тора – прагерманского бога-громовержца. 

Важно добавить к этому, что две первые буквы имени оружейника на выборгском мече почти стерты. И это именно те буквы, которые породили научную дискуссию между европейскими и российскими исследователями. Немецкие историки, первыми описавшие мечи этой группы, расшифровали имя оружейника как «Гицелин», и это прочтение утвердилось в науке. В 1960-х гг. известный археолог А.Н. Кирпичников, специалист по древнерусскому оружию, предложил другую расшифровку – «Этцелин». Лингвист Д.А. Дрбоглав, исследовавший прорисовки известных мечей этой группы, пришел к однозначному выводу о правильности версии Кирпичникова. В пользу российской версии говорят и данные ономастики: если имя Гицелин в средневековой Германии неизвестно и может быть трактовано лишь как форма имени Джоселин, то Этцелин – встречающийся вариант распространенного имени Этцель. Так что, если отказаться от устоявшейся практики, эта статья вполне могла бы называться иначе.

Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника

Читайте также