ОТ УСТИНОВА - ДО УСТИНОВА

ОТ УСТИНОВА -  ДО УСТИНОВА
1148
ОТ УСТИНОВА - ДО УСТИНОВА

Недавно одна из наших читательниц позвонила в редакцию: почему бы нам не вспомнить Ивана Никифоровича Устинова? Ведь именно с этого замечательного человека, яркого актера,  увлеченного своим делом режиссера,  начался Народный театр в Выборге.

Началось все с того, что два друга и  единомышленника - актеры Василий  Кляузов и Иван  Устинов -  решили создать в городском Доме офицеров театральный коллектив.  Было это в 1948 году – с тех пор на его сцене разными режиссерами поставлено 108 спектаклей, через его площадку прошло более пятисот актеров.  

Но сегодня все-таки – об Устинове…

Он родился 12 апреля 1910 года в деревне Голубинская Сталинградской области, воспитывался в Нижне-Чирском детском доме. Потом учился в Ленинграде, в морском техникуме,  со второго курса ушел в армию, поступил на военную службу в школу радистов в Кронштадте. 

В 1935 году  по конкурсу был принят в самодеятельный театр Гатчинского дома культуры. По всей видимости, молодой человек был не без способностей, поскольку по рекомендации режиссера Богомолова был направлен  в Ленинградский государственный Академический театр имени А.С. Пушкина, где окончил курс сценических искусств. В 1940 году  Иван Устинов – уже актер Театра Краснознаменного Балтийского флота. Во время финской кампании Иван Никифорович находился в действующей армии и занимался, говоря официальным языком, «культурным обслуживанием частей армии и флота».

Ну а потом была большая война… В 1941-1943 годах Устинов сражался под Ленинградом. Был награжден орденом Отечественной войны, многими медалями… 

В 1948 году фронтовик был принят на должность худрука в  Выборгский Дом культуры. Потом признавался, что пришел с  тайной мыслью создать театр. Но жизненные обстоятельства изменились,  он уехал,  какое-то время служил в театрах Сталинграда, Днепропет-ровска, Урюпинска. И актером был, и спектакли ставил… А потом  вновь вернулся в Выборг. 

За свою жизнь Иван Устинов сыграл более ста ролей и поставил более 60 спектаклей, 15 из них – на выборгской сцене. Первая его режиссерская работа здесь - «Жили три друга» по пьесе А. Успенского (1948 год). Далее была  «Машенька» (А. Афиногенов), «За здоровье молодых» (В. Поташов). 

Во второй свой приход в наш город поставил «Варшавскую мелодию» (Л. Зорин), «Последние» (М. Горький), «Наследство» (А. Сафронов), «День отдыха» (В. Катаев), «Валентина и Валентину» (М. Рощин), «Так и будет» (К. Симонов), «Не все коту масленица» (А. Островский), «Долгожданный» (А. Салынский), «А зори здесь тихие» (Б. Ваильев), «Лекарь поневоле» (Мольер), «Земное притяжение» (А. Сафронов), «Круги замыкаются» (И. Лазутин).  Какой музыкой звучат все эти названия для выборжцев старшего поколения! Как было не любить «Варшавскую мелодию» с ее пронзительной, щемящей нотой невозможного, недостижимого счастья! Да простят меня  сегодняшние горожане, но  такой театральной атмосферы, такого единого стремления к  ценностям самого высокого уровня,  такой (извините за пафосность) сопричастности культуре, как в то время,  в более поздние годы уже не было. Может быть, будет…

 В 1965 году Ивану Устинову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». 

Актеры Народного театра, которые были знакомы с режиссером не понаслышке, с удовольствием вспоминают его сегодня. 

Николай КУЗЬМИН, заведующий постановочной частью Народного театра:

- Когда я пришел в театр в 1978 году, артисты готовились к спектаклю «Лекарь поневоле». К сожалению, в этом спектакле я не играл, а вошел в труппу уже в «Земном притяжении». Иван Никифорович отличался от многих режиссеров Народного театра. Он никогда не спрашивал, почему опоздал, понимал, что я человек военный: когда отпустили, тогда и прибыл. Давал актерам полную свободу, мы знакомились с ролью и играли на сцене своих персонажей, как мы их видим. Но зато на генеральной репетиции, он мог внести такие изменения, что актеры уже и  не понимали, что же делать на премьере? Между прочим, его любимая фраза: «Если вышел на сцену, то знаешь зачем, а если не знаешь, то узнай».  С ним было очень интересно работать…

Владимир КОПТЕВ, актер:

- Я человек военный, в Выборг приехал в 1976 году из Североморска. В Доме офицеров Северного флота был театр, где я занимался в драматическом и вокальном коллективе. По приезде в Выборг пошел прогуляться по городу и заглянул в Дом офицеров. Спрашиваю у дежурной: «А у вас тут театр есть?». Вдруг за спиной раздается: «Есть,  конечно! А что вы хотели?». Это был заведующий постановочной частью Александр Андреевич Климов, он показал мне театр, гримерки, костюмерную, сцену и велел приходить на следующий день. Тогда труппа работала над спектаклем по пьесе Константина Симонова «Так и будет». Меня тут же ввели на роль адъютанта Васи Каретникова. Это «поющая» роль, а так как поющего актера в театре не было, за занавесом звучала пластинка с песней «Офицерский вальс» в исполнении Утесова. Когда узнали, что я занимался вокалом, разрешили мне спеть вместо Утесова. 

Ивана Никифоровича в тот момент в городе не было (он дважды был у нас в качестве режиссера), ему позвонили и сказали: возвращайся,  спектакль восстановили. Помню, после спектакля он зашел ко мне в гримерку: «Кто пел?». Похвалил. А потом принял решение вернуться… Дальше мы с ним работали над спектаклем «Долгожданные», «Лекарь поневоле» и другими. Во время репетиций он никогда не выходил на сцену, не останавливал актера, не делал замечаний. А в перерывах собирал нас и расставлял акценты, к примеру: «Зачем ты ходил по сцене? Любой проход актера по сцене должен быть оправдан и обыгран. Пустого хождения не должно быть». Он направлял и подсказывал актеру главную характерную линию героя. К каждому относился с родительской заботой. Иван Никифорович заставлял нас трудиться, думать, творить, искать. Интересно, что у него было правило: сценарий актеры должны переписывать вручную. Причем, на одной странице тетрадного листа пишешь, а вторую оставляешь чистой, чтобы на генеральном прогоне спектакля, записать последние замечания режиссера. Есть режиссеры, к которым актеров тянет, за которыми хочется идти, - таким был Иван Устинов. Таким он запомнился мне. На всю жизнь. 

Лидия ФИРСОВА, актриса:     

- Ивана Никифоровича я помню уже в преклонном возрасте, когда на репетиции театра он приезжал из Ленинграда. Душевнее и интереснее режиссера я не встречала. Когда я только пришла в театр Дворца культуры в 1972 году, Иван Никифорович такой экзамен мне устроил! Я и стихи читала, и этюд показывала... Очень боялась. Первая моя роль – Принцесса в «Обыкновенном чуде». Потом он перешел в Дом офицеров, позвал и  меня с собой. Дальше была Верочка в спектакле «Последние». Иван Никифорович умел объединять людей: в нашем Народном театре играли и профессиональные актеры. Умел подойти к каждому актеру и убедить его: твоя роль самая главная,  успех  всего спектакля зависит только от тебя. И если ты  плохо сыграешь, то весь спектакль провалится. После таких слов мы выходили на сцену окрыленные и выкладывались по полной. Не понимаю, как он умел вытащить из актеров именно то, что нужно … Не топал ногами, не повышал голос - всегда с добром; и для него сделаешь все, что в твоих силах.  

Символично, что и  сегодня руководит Народным театром  Устинов. Заслуженный артист России Николай Устинов-Лещинский. Они не родственники с Иваном Никифоровичем,  просто оба «болеют» театром. 

Маргарита ЗАХАРОВА 

Читайте также