ОБОИ В УСАДЕБНЫХ СТРОЕНИЯХ МОНРЕПО

ОБОИ В УСАДЕБНЫХ СТРОЕНИЯХ МОНРЕПО
842
ОБОИ В УСАДЕБНЫХ СТРОЕНИЯХ МОНРЕПО

Обойная история интерьеров Монрепо сложна и требует особого внимания и изучения. Обои в Монрепо – это то, что, наряду со скальным парком, делает усадебный комплекс уникальным, неповторимым и столь привлекательным и ценным для отечественной культуры.

Главному усадебному дому не сильно повезло в сохранности обоев. Судя по микроскопическим остаткам на срубе, обои были во многих комнатах, но, благодаря многочисленным ремонтам и реставрациям, они были удалены со стен, т.к. никто не видел особой ценности в грязных, истертых бумажках, где и дизайн было не просто разобрать. Единственная комната, сохранность обоев которой поддается полной реконструкции, находится в бельэтаже. 

Библиотечному флигелю повезло значительно больше. Там сохранились десятки обойных образцов, наиболее ранние из которых датируются 1820-ми годами. Эти обои в настоящее время обильно покрывают все стены флигеля в несколько слоев, в том числе стены библиотеки, которая и дала название строению. В этой комнате можно видеть два узких, характерных для второй половины XIX в., бордюра под потолком, наклеенных последовательно друг на друга. 

По всей вероятности, всю первую четверть XIX столетия стены не были отделаны и представляли собой открытое дерево окантованного сруба, как это можно видеть на многочисленных акварелях этого времени. Первые обои появились в 1827 г. (газетная датировка, которая контролируется технологической и стилистической датировками). Комнаты этого периода отделаны характерными и традиционными для позднего ампира колерами: зала – бежевая, гостиная – синяя, и парадная спальня – зеленая. Традиционны и стеновые композиции, в которых в качестве основного организующего инструмента использовали бордюры. Гостиная еще интересна и тем, что с помощью полос обоев, оклеенных горизонтально над плинтусом, была создана нижняя панель. В качестве разделительного профиля (не знаю русского термина, по-английски – chair rail) был использован венчающий стену бордюр, разрезанный продольно пополам. 

-Обои в гостиной флигеля. Графическая реконструкция анфиладной стены на 1827 г.

Поскольку владельцы усадьбы были людьми образованными и обладали развитым вкусом, обои во все времена отличаются высокими художественными достоинствами, даже обои XX в., которыми были оклеены многие комнаты при ремонте 1936 г. (последний серьезный ремонт, сделанный семьей Николаи). 

В связи со спецификой материала, работа по исследованиям и реставрации обоев является частью реставрационного процесса. Музей не может (и не должен) заниматься этим, разве что в случае, когда обойный реставратор состоит в штате музея. Работы эти обычно проводятся по следующей схеме. 

-Обои в жилой комнате флигеля. Графическая реконструкция

Реставратор проводит необходимые исследования с фиксацией всех обойных слоев в каждой комнате, включая дизайн, технологию изготовления и оклейки, материалы, датировки, сохранность, координаты сохранившихся фрагментов и другие необходимые сведения. Все это в виде отчета передается музею. На основании этих материалов музей, разрабатывая Тематико-экспозиционный план (ТЭП), решает вопросы музеефикации и локального экспонирования обоев в интерьерном пространстве и передает свои предложения реставратору и художнику-экспозиционеру, которые совместно, в тесном сотрудничестве, разрабатывают каждый свой проект. Музей координирует работу обоих разработчиков и в результате получает конечный продукт: совмещенный рабочий проект реставрации и музеефикации. Практику, когда сначала делается реставрация, а потом полностью готовый объект передается музею, следует признать нецелесообразной, не способствующей максимальному и наиболее эффективному использованию подлинных мемориальных материалов, которые являются наиболее ценными, а порой и единственно аутентичными в музейной экспозиции. Музей может захотеть экспонировать только фрагменты подлинников, раскрытых в необходимых местах в соответствии с ТЭП и общей концепцией мемориала. Или полностью воссоздать обои в определенных мемориальных комнатах, как это сделано, например, в музее Достоевского в Петербурге. 

-Обои в библиотеке флигеля. Графическая реконструкция. 1860-е. Хорошо видны два разных бордюра

Второй вариант я бы рассматривал как менее предпочтительный: я еще ни разу не видел в России удачно восстановленных обоев – в связи с использованием современных технологий. Технология производства диктует декоративные характеристики стиля. Например, при печати с досок красочные слои достаточно толстые, а образующиеся в них пузырьки придают поверхностной фактуре бархатистый характер, – в отличие от машинной печати с валиков. Важен также размер обойной полосы. Если современный станок не может обеспечить ширину бумаги 48 или 53 см, то в новые габариты нельзя втиснуть размеры раппорта, а с другими размерами получается в результате дизайн, не эквивалентный подлиннику.

-Обои в комнате Главного дома. Графическая реконструкция боковой стены. Конец XVIII в

Что еще не поздно, на мой взгляд, предпринять в Монрепо? 

– Главная задача музея-заповедника – сохранить и законсервировать все обои не только как подлинный материал музейного мемориала, но и как национальное достояние. 

– Следующий этап: силами приглашенных опытных специалистов осуществить исчерпывающие исследования по специальной методике и с последующими рекомендациями. 

– Разработать и реализовать проект консервации всех обоев в соответствии с рекомендациями специалистов-технологов. 

– На уровне тематико-экспозиционного плана принять решения по дальнейшему экспонированию обоев, которые могут включать фрагментарные раскрытия подлинников, либо воссоздание по целым комнатам. В случае раскрытия фрагментов, для наглядности, на стенах могут экспонироваться графические реконструкции комнат в 3D. Удачный и, к сожалению, единственный пример фрагментарных раскрытий подлинных обоев сегодня можно увидеть в интерьерах дома Палибина (Москва, ул. Бурденко, 23). 

В заключение хочется выразить надежду, что музейная администрация понимает важность предстоящих работ и с успехом реализует все задачи, связанные с музеефикацией подлинных архитектурных элементов усадебного ансамбля баронов Николаи. 

Игорь КИСЕЛЕВ, архитектор, г. Филадельфия

-

Читайте также