АЛЕКСЕЮ РОСЛЯКОВУ - 85

На днях почётный гражданин Выборга Алексей Григорьевич РОСЛЯКОВ отметил своё 85-летие. Его знают и помнят многие горожане, с 1978 по 1986 годы Алексей Григорьевич работал председателем горисполкома. Эти 8 лет - целая эпоха. Вот некоторые цифры и факты той поры.

ВЫБОРГ - ПОБЕДИТЕЛЬ СОЦСОРЕВНОВАНИЯ

За 1978-86 годы в Выборге введены в эксплуатацию:
- 61 дом, или более 5 000 квартир, что значительно уменьшило фонд ветхого и полуподвального жилья;
- 3 школы (№№ 8,9,10), возведена пристройка к школе № 37;
- 4 детских комбината (ликвидирована очередь в детские сады);
- гостиница "Дружба";
- торговый центр "Север" с универмагом и рестораном;
- торговый центр "Гдыня";
- здание военкомата;
- автобусный гараж в промзоне;
- прачечная в Таммисуо;
- Дом связи (телеграф) на Московском проспекте, благодаря которому телефонная связь пришла во многие квартиры города;
- новые мощные котельные на газовом топливе, что позволило закрыть более 70 старых, работавших на твердом топливе (таким образом, был решен вопрос с загрязнением воздуха в городе и приведен к норме температурный режим в домах);
- реконструирован Крепостной мост, возведены два виадука - в поселке Калинина и на проспекте Победы; - построен комплекс очистных сооружений и канализации, позволивший решить вопрос по поддержанию санитарных норм в акватории Выборгского залива;
- в результате реконструкции и строительства второй очереди очистных сооружений и магист-ральных сетей городского водопровода был решен вопрос стабильного водоснабжения города, обслуживание населения горячей водой изменилось с 10% до 80% и многое, многое другое.

Достаточно сказать, что по итогам социалистического соревнования по благоустройству среди городов РСФСР Выборг неоднократно был в тройке лидеров.

ПАРТИЙНЫЙ, УДАРНИК ТРУДА, ИЗ КРЕСТЬЯН...

В свое время Алексей Росляков дал немало интервью об успехах городского хозяйства, но формат советской прессы не предполагал внимания к личной жизни руководителя. Поэтому накануне юбилея мы попросили Алексея Григорьевича рассказать немного о себе. Ему слово:

- Я деревенский, родился под Череповцом в большой крес-тьянской семье, был десятым, младшим, ребенком. У меня было шесть сестер и три брата. Семья была дружная, все дети толковые. Я, как и старшие, в школе учился хорошо.

Когда началась война, я успел окончить четыре класса, после чего отец забрал меня из школы. Помню, учителя даже приходили за меня просить, чтобы я продолжил учебу, но отец сказал твердо: "Не пущу, всех сыновей у меня забрали, оставьте хоть одного".

Надо было помогать семье, старших дома уже не было.

Брат Николай перед войной как раз заканчивал службу в армии и вот-вот должен был вернуться. Он служил в погранвойсках Белоруссии. По счастью, он выжил, прошел всю войну, был командиром у партизан.

Не вернулся домой брат Леня, хороший был парень, погиб здесь, в Ленинградской области.

Брат Саша в 1941 году окончил семь классов, и его как одного из лучших учеников забрали в Ленинград для дальнейшей учебы. В войну Саша работал на заводе, прошел всю блокадную стезю. В Ленинграде также жила и работала в госпитале одна из сестер - Александра. После снятия блокады она привезла изможденного Сашу домой. …А я остался работать в колхозе, тогда все подростки работали наравне со взрослыми. Колхоз у нас был большой, техники много, пахали и сеяли на лошадях и на тракторах. Неод-нократно меня называли в числе лучших механизаторов Вологодской области. Поэтому когда в 1950 году пришла пора служить в армии, меня направили в Москву, в правительственные войска. В эти части призывались отличившиеся ребята со всей страны. В то время служили долго, почти четыре года. Мне довелось шесть раз участвовать в московских парадах войск. Сталина, конечно, не раз видел, а когда он умер, стоял в карауле у его гроба.

Службу закончил старшиной роты. Мне предлагали остаться служить дальше, но я отказался, мне больше нравилась техника.

К тому времени заботу о родителях взял на себя брат Саша, поэтому я, наконец, смог продолжить учебу. Военную часть, при которой работала сестра, как раз перевели в Выборг, а я - следом.
Сразу устроился на судостроительный завод слесарем и поступил в вечернюю школу. После школы - Ленинградский судостроительный техникум, институт.

Надо сказать, что в партию меня приняли, как только я вырос, еще в колхозе. Я не просился. Помню, в тот день косил в поле на лошадях. Поле было такое большое, я как раз уже заканчивал. Вдруг приезжают первый секретарь района, председатель колхоза, и как лучшего механизатора принимают меня в партию. С этого и пошло. Я сам никуда не пробивался, меня назначали.

В общем, в Выборг я приехал уже партийным, с образцовой биографией. На заводе вскоре сдал экзамен на 4-й разряд, и меня сделали бригадиром. Учился и работал. Потом стал мастером, начальником цеха, начальником производственного отдела завода, потом избрали секретарем парткома. В последней должности проработал два года, но это было не мое. Я всегда считал себя человеком техническим, производственником. Мне нравилось строить корабли.

Не знаю, кто рекомендовал меня первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову. В общем, пригласили меня в Ленинград на встречу с Романовым и тогдашним председателем облисполкома. Хорошие люди были, оба фронтовики. Они мне и говорят: "Работу мы твою заводскую знаем. А вот в городе у нас не получается наладить. Давай, Алексей, перебирайся к нам. Помоги привести Выборг в порядок".

Честно говоря, я сначала не хотел идти на этот пост, все-таки технарь. Но, как раз именно техническое образование помогло мне впоследствии разобраться во многих хозяйственных вопросах.

В жизни надо выбирать ту работу, которая тебе по душе. Серьезная работа обогащает. С одной стороны это тяжело, с другой - интересно. Я думаю, что нашей команде удалось неплохо отработать в те годы. И тогда люди ко мне хорошо относились, и сейчас в городе узнают, здороваются.


Конечно, в работе председателя горисполкома было много интересных случаев. Два из них мы представляем вниманию читателей - рассказывает его бывший заместитель Вячеслав ЖЕЛУДКОВ.

АВАРИЯ НА ВОДОПРОВОДЕ

- В 1982 году стояли сильные морозы до 40 градусов. Трубопровод, по которому в город поступала вода из Краснохолмского озера, не выдержал и замерз. Как часто бывает при техногенных авариях, совпало несколько факторов: техническая ошибка проектировщиков и недосмотр работников. В городе встало все: ни воды, ни тепла. Пришлось подвозить воду в бочках из-под пива и кваса. Финны показали нас по телевидению: "В Выборге кончилась вода".

Чтобы оперативно решить проблему, было решено пустить новый временный трубопровод длиной около 200 метров по льду озера. Аварию ликвидировали всего за несколько дней героическими усилиями всех работников коммунальных служб. Алексей Григорьевич лично руководил работами, дневал и ночевал на очистных. В результате жестоко простудился, но на больничный не пошел. Закончилось все тяжелейшим воспалением легких. У него и до сих пор легкие болят. Но вода в город пошла, за исключением нескольких домов, где не успели сразу слить воду (их отогрели чуть позже). Многие горожане сегодня даже уже и не помнят об этой аварии
.

КАК ПОСТРОИЛИ ГОСТИНИЦУ "ДРУЖБА"

Через наш город часто проезжали в Финляндию и обратно высокие гости из Москвы. В 1979 году заехал к нам министр торговли СССР Николай Семенович Патоличев. Человек заслуженный. Поезд останавливался примерно на полчаса. Росляков, как полагается, встречал, кормил обедом в вокзальном ресторане. Обеденное меню министра может вызвать улыбку у сегодняшних читателей: щи по-московски с булочкой, котлета по-киевски, водка "Посольская".
Сели за стол, познакомились, заговорили. Патоличев, после войны работавший первым секретарем ЦК Белоруссии, спрашивает Рослякова:

- А кем тебе приходится Николай Росляков?
- Братом.

Надо пояснить, что имя Николая Рослякова было хорошо известно в республике. Николай встретил войну пограничником на белорусской границе, был контужен, попал в плен. Трижды бежал из концлагерей, четвертый побег в марте 1942 года оказался удачным. Вместе с товарищами добрался до Белоруссии, где стал партизаном. Отряд под его командованием прославился многими громкими делами. В начале 80-х годов Николай Росляков трудился в должности генерального директора одного из производственных объединений Белоруссии.

В ответ Патоличев и говорит:

- У нас в бюджете остались деньги, проси, что надо для города.

Росляков говорит: город пограничный, а принимать финнов негде. Нужна гостиница. Патоличев пообещал доложить Брежневу, и вскоре нам пришло письмо, что городу отпущено 5 миллионов рублей. Это была запредельная сумма, которую выделял только Госплан. Мы быстро заказали проект в Ленинграде, и я считаю, гостиница неплохо получилась - как будто корабль на фоне бухты. Строила финская фирма по заказу "Интуриста", уложились буквально в год. Во время приемки объекта мне сказали, что такие гостиницы просили несколько городов, а повезло Выборгу, Патоличев пробил…

Читайте также