ДРУЖНЫЙ НАРОД, ЭТИ ПОСТОВЫЕ!

ДРУЖНЫЙ НАРОД, ЭТИ ПОСТОВЫЕ!
589
ДРУЖНЫЙ НАРОД, ЭТИ ПОСТОВЫЕ!

Тридцать один год действительной службы в милиции и несколько лет общественной работы в ветеранской организации на счету бывшего участкового Валентина ШУШКОВА. На днях он принимал поздравления с 80-летием.

Он родился в Архангельской области, закончил училище, получил профессию столяра-станочника, два года работал, потом ушел в армию. Вместе с остальными новобранцами попал в Выборг, их разместили в здании, где потом располагался военторг. 

Тогда в армии служили три года, после «учебки» Шишкову присвоили звание сержанта и назначили командиром отделения взвода тяжёлого кабеля и проводной связи. До сих пор вспоминает Валентин Владимирович зимние учения в посёлке Бородинское: чтобы наладить связь, надо было проложить кабель по столбам, на которых и пять минут (на высоте и при морозе) было трудно находиться.

Провели линию и отправились в местную воинскую часть с надеждой отогреться там. Не тут-то было: для них лишь поставили палатку прямо на земле, хорошо хоть снег расчистили. Связисты так и повалились от усталости... К счастью, все остались здоровы, обошлось... Доводилось видеть испытания танков под водой на полигоне недалеко от Бобочино, но это уже во время сверхсрочной службы (теперь это называется службой по контракту).

Отдав армии восемь лет, Шушков, ставший уже мужем и отцом, стал думать о гражданской карьере. Попытался устроиться на судостроительный завод, но там не было перспективы обзавестись жильём. Кто-то из товарищей посоветовал направиться в милицию, где с этим делом было более благополучно.

– Сначала назначили меня постовым. На посту – милое дело: свежий воздух!.. Тогда было по два человека на каждой улице – на Мира, на Крепостной, на вокзале… Но надо было не просто прохаживаться по своему участку, но и проверять объекты, торговые точки и т.д. Постовые – народ дружный: два свистка дашь – тут же откуда ни возьмись, бежит милиционер на помощь.

Потом Шушкову предложили перейти в участковые. Он пошел учиться в средне-специальную, а потом и в высшую школу милиции. К счастью, по милицейскому удостоверению в Ленинград можно было ездить бесплатно.

– Участок мне выделили в центре города. От Ленинградского проспекта до улиц Мира и Некрасова – семь с половиной тысяч населения. Достался и дворец 50-летия со своими танцульками. Как пришёл я туда первый раз да посмотрел: драки-пьянки!..

Поняв, что одному ему будет непросто наводить порядок, новоиспечённый участковый стал агитировать себе в добровольные помощники товарищей (сейчас уже их нет, уточняет Шушков) – Валентин Аркадьевич, Витя Шувалов, Лёша Иванченко – все судостроители. Это как сегодня добровольные дружинники, только тогда их называли внештатниками. Вот ребята и помогали «скручивать» нетрезвых танцоров и отправлять из в вытрезвитель, который находился неподалеку.

– У участкового – тысяча обязанностей: оружие надо было проверить, судимых, поднадзорных, несовершеннолетних контролировать... Один бы я не справился. А ребята вечером после работы придут: «Валентин Владимирович, что сегодня надо делать?» Очень хорошо помогали. Тогда угонов было много, краж из машин – снимали колёса, «дворники», приёмники. При обходе территории мы осматривали все закоулки...

И «преступного элемента» на его участке, хватало: судимые, поднадзорные и другие дебоширы-тунеядцы. 

– Освободился один такой из мест лишения свободы – мне надо его проверить (жил он на Мира, 19). Прихожу, а там целая компания, человек шесть. А я один. Ну, думаю, надо аккуратнее. Прижимаюсь к стеночке на всякий случай. И не напрасно. Он выходит и заявляет: «Ну, Шушков, я отрою пистолет и застрелю тебя»...

Кстати, многие бывшие представители этого «контингента» до сих пор подходят к Валентину Владимировичу на улице, здороваются, интересуются делами, обращаются за советом.

– Потом случился у меня инсульт. Я и не думал об этом – до 75 лет бегал на стадионе, сердечко-то здоровое. А вот поди ж ты! Только через три года начал потихоньку передвигаться. Жене досталось, внук помогал... Теперь-то я уже спокойно подменяю свою Екатерину Петровну, хожу в магазины (ей уже тяжеловато, давление скачет, так я её – к дочери на дачу отдыхать)…

Сегодня при походах по магазинам Валентин Владимирович обязательно подходит к своим когда-то неблагополучным подопечным поговорить, поинтересоваться делами. А когда занимается физическими упражнениями на площадке во дворе, прохожие через одного останавливаются поделиться переменами в жизни, спросить совета. После операций на глазах он стал видеть лучше и на досуге читает «Выборг»:

– Теперь я снова читаю. Про Гену Ложкина приносили мне статью – ваша работа? 

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также