ПЕРВАЯ КНИГА О ЛАРСЕ СОНКЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ПЕРВАЯ КНИГА О ЛАРСЕ СОНКЕ  НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1101
ПЕРВАЯ КНИГА О ЛАРСЕ СОНКЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Маргарита Кабакчи представила свой труд в Выборгском замке

В Научной библиотеке Выборгского замка прошла презентация книги, посвященной замечательному финскому архитектору Ларсу Сонку. Книга выпушена московским издательством «Директ-Медиа» и вышла в серии «Великие архитекторы».

Автор книги – Маргарита Кабакчи, кандидат искусствоведения, ученица выдающегося историка архитектуры, крупнейшего российского специалиста в изучении северного модерна, Владимира Григорьевича Лисовского.

М. Кабакчи – человек с двумя профессиями. Она преподающий филолог и историк архитектуры. Вторую характеристику было бы уместно снабдить эпитетом «практикующий»: объект своего интереса, наследие Л. Сонка, М. Кабакчи знает не по иллюстрациям. Она лично побывала во многих местах, где находятся постройки Сонка. Сочетание филологии, преподавания и искусствоведения оказалось на редкость продуктивным: М. Кабакчи не только много знает, но и умеет об этом говорить – профессионально и увлекательно.

Творчество Ларса Сонка в России известно не слишком хорошо. Достаточно сказать, что сегодня в России есть лишь одно здание, построенное Сонком. Это усадебный дом в поселке Куркиёки в Лахденпохском районе Республики Карелия. Но эта единственная постройка Сонка в России окружена атмосферой особо интереса и почитания.

Итак, кто же такой Ларс Сонк? Сонк (1870-1956) – великий финский архитектор, но при этом – этнический швед. Родившийся на Аландских островах, он уже сложившимся мастером вернулся на Аланды и много работал на родине. На Аландах же Сонк и похоронен.

Оригинальный мастер, Сонк, однако, принадлежал к целой плеяде крупных финских архитекторов. Рассказывает Маргарита Кабакчи:

– Архитекторов Финляндии рубежа XIX-XX веков объединяла идея национального суверенитета не только в отношении политики, но и в отношении искусства и архитектуры. У молодых зодчих, представляющих финскую архитектурную школу, было много общего: для большинства из них начало карьеры пришлось на 1890-е годы; они все учились в Политехническом институте Хельсинки  у одного наставника – Карла Густава Нюстрёма; почти все они были членами Архитектурного клуба и публиковали свои статьи в журналах «Архитектор и Техник». Эти молодые люди, мужчины и женщины, работали в одних и тех же проектных бюро, постоянно общались на профессиональном и личном уровнях, наконец, учились друг у друга. Однако, самым важным фактором, пожалуй, были творческие связи,  опирающиеся на идеи возрождения национального самосознания, традиций финской культуры и искусства, имеющие корни в далеком прошлом. Сонк был одним из лидеров движения финского национального романтизма в архитектуре наряду с такими широко известными архитекторами, как Э. Сааринен, А. Линдгрен, О. Тарьянне,  Г. Гезеллиус, В. Лённ, Х. Хонгелл и некоторыми другими, однако, гораздо более самобытным, последовательным и разносторонним.

Сонк прожил долгую и исключительно творчески-насыщенную жизнь. М. Кабакчи предлагает трехчастную периодизацию творчества архитектора. 1894-1907 гг.: развитие идей национального романтизма и становление финского модерна. 1910-е гг.: появление идей неоклассицизма и их развитие в региональном варианте Северного классицизма.  Конец 1920-х – начало 1930-х гг: дальнейшее развитие идей неоклассицизма и их эволюция в идеи функционализма.

Диапазон наследия Сонка огромен. Он строил всё – или почти всё. Больницы и санатории, частные виллы (и в дереве, и в камне), многоквартирные жилые дома. Особое место в наследии Сонка занимает промышленная архитектура. Глядя на возведенные по его проектам телефонные станции и водонапорные башни, легко понять, что настоящая промышленная архитектура – это искусство, а не прикладное ремесленничество. 

Отдельная глава в архитектурной биографии Сонка – церковная. Неслучайно в начале творческого пути на двери рабочего кабинета Сонка висела табличка: «Ларс Сонк, архитектор церквей». Собор св. Михаила в Турку (1905), Кафедральный собор Тампере (1907), хельсинская церковь «Каллио» (1912), церковь св. Георгия в Мариенхамне (1928), церковь Микаэля Агриколы в Хельсинки (1935) – всё это бесспорные шедевры финской архитектуры XX в. Сонк строил церкви на протяжении многих лет. Менялся его стиль, но одно оставалось неизменным – удивительный дар органически вписывать постройку в окружающий ландшафт. В этом у Сонка было мало конкурентов.

Это знание и «чувство ландшафта» нашли свое выражение в активной градостроительной работе Сонка. Говорит М. Кабакчи:

В 1907 году, в том числе и по инициативе Сонка,  был создан Комитет по городскому планированию под руководством архитекторов. Именно Сонку Финляндия обязана введением практики проведения градостроительных конкурсов и разработкой принципов экспертизы конкурсных проектов. Сонк был первым, кто комплексно постулировал принципы, которые явились основой градостроительной политики в Финляндии в течение всего ХХ века. Это, в первую очередь,  эффективность эстетического подхода к проектированию современных городов, основанная на учете особенностей рельефа местности с целью его художественно-архитектурного преобразования. Затем, это соразмерность человеку пропорций зданий и кварталов и согласованность проектирования крупных зданий общественного назначения с планами застройки районов. Сонку удалось сочетать природные особенности местности с искусственно созданными архитектурными формами. Но эти «искусственные» формы имели, на самом деле, глубокие корни в финской культуре.

Одним из самых впечатляющих примеров искусства Сонка-градостроителя является хельсинкский квартал Эйра, который и по сей день привлекает к себе не только многочисленных туристов, но и желающих купить дом в этом – весьма, к слову сказать, дорогом – районе. Что подтверждает еще один важный принцип работы Сонка: его архитектурные шедевры не были «искусством для искусства». Они – в лучшем смысле слова – удобны «в практическом применении».

Одним из тех, кто испытал это на собственном опыте, был величайший композитор Финляндии, Ян Сибелиус, заказавший Сонку проект дома для себя и своей семьи. Быть может, не все это знают, но легендарная «Айнола», дом, в котором Сибелиус прожил более полувека (в последние десятилетия жизни – почти безвыездно), – это работа Сонка.

Ларс Сонк оставил обширное наследие. И он был успешен как практический архитектор, а не как мастер, творящий «в стол» для потомков. Достаточно сказать, что только градостроительных проектов Сонк создал более двух десятков, из которых четыре были утверждены и воплощены в жизнь в первой трети ХХ в. – пропорция исключительно высокая.

М. Кабакчи рассказывает о творчестве Сонка с подлинным, непоказным увлечением.  Исследовательница невольно преподнесла урок – знающей любви к архитектуре. Неслучайно ее преданность наследию Л. Сонка нашла сочувственный отклик у крупнейшего финского специалиста по творчеству Сонка, Пекки Корвенмаа.

Рассказ о том, как впервые воочию встречаешься с шедевром, о котором прежде знал лишь по иллюстрациям, вдохновляет – и при этом может служить примером и для жителей Выборга. Ведь мы окружены памятниками архитектуры не в формальном, «канцелярском» смысле, а в самом настоящем – и не на фотографиях, а въяве. И часто ли, проходя мимо этих привычных, казалось бы, домов, мы вспоминаем о тех, кто их построил? и много ли знаем, за исключением имен и фамилий?

Очень хочется надеяться, что и в Выборге однажды появится историк архитектуры, который сможет не только рассказать, но – что важнее – и написать о выборгских архитекторах с таким же мастерством, талантом и любовью, как это сделала Маргарита Кабакчи о Ларсе Сонке.

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника

Читайте также