А - АНТИЧНОСТЬ

А - АНТИЧНОСТЬ
636
А - АНТИЧНОСТЬ
Парк Монрепо привычно называют романтическим, имея в виду, скорее, некую обобщенную “романтику”, нежели художественный стиль романтизм. Но кажется, никто из посетителей не назовет Монрепо парком “античным”. На сады Древней Греции и Рима наш парк и впрямь не похож. Античная культура является, тем не менее, одним из важнейших элементов в художественном ансамбле Монрепо. Каким же образом?

Третий (и самый знаменитый) владелец Монрепо - Людвиг Генрих Николаи - был на рубеже XVIII-XIX веков известным немецкоязычным поэтом, писателем и драматургом. Как и многие его современники-литераторы, Николаи был широко образованным человеком. Образование, подобное тому, что получил Николаи в Страсбургском университете, на-зывают классическим, поскольку оно включает в себя доскональное знание истории, литературы, философии и мифологии античного мира. Николаи свободно читал на древнегреческом и на латыни, а поэзию Тибулла и Горация ценил особенно высоко. В библиотеке имения Монрепо издания античных классиков составляли весьма существенную часть. В одной из своих ранних элегий Л.Г. Николаи описывал идеальный сад, украшенный бюстами Го-мера, Горация, Тибулла, Еври-пида и Овидия, над которым, на высоком холме, возвышается храм Аполлона - покровителя всех поэтов.

Для Николаи всю его долгую жизнь античность была неиссякаемым источником вдохновения. Потому и парк Монрепо, владельцем которого Николаи стал в 1788 году, Людвиг Генрих “насытил” разнообразными отсылками к античной культуре. В центральной части парка посетитель видит Елисейские поля (о которых мы расскажем отдельно). Неподалеку от них расположена самая высокая точка Монрепо - знаменитая Левкадская скала, увенчанная обелиском братьев Броглио. Название скалы - “Левкада” Николаи “заимствовал” в Греции: по широко известному преданию с Левкадской (Леукатской) скалы бросилась в море величайшая поэтесса Древней Греции Сафо (ее имя также часто пишется как “Сапфо”). На вершине греческой Левкадской скалы стоял храм бога Аполлона. Николаи украсил свою “Левкаду” в Монрепо храмом Амура, в честь древнегреческого бога любви. Ныне на месте этого сооружения и находится обелиск в честь братьев Броглио.

Ещё одно сооружение в парке было напрямую связано с Древней Грецией. Оно так и называлось: Храм в греческом стиле. Нам он более известен под названием “Храм Нептуна”, поскольку в его внутреннем пространстве долгое время находилось скульптурное изображение древнеримского бога морской стихии. Скульптуру в парке иногда перемещали, и в пространстве Храма в разное время “побывали” статуя Юпитера и не слишком известной богини Пиетас. Богиня была изображена с младенцем на руках, что символизировало сыновнее почтение и благочестие (потому храм иногда называют “Храмом Благочестия”).

Наш третий античный “экспонат” в Монрепо - это источник “Нарцисс”, названный так по имени знаменитого героя древнегреческой мифологии. Нарцисс в Монрепо существовал не только в названии, но и, так сказать, “во плоти”, вернее - в мраморе. Мраморное изваяние “любовалось” своим отражением в бассейне источника. Статуя Нарцисса в свое время исчезла, бассейн был закрыт сверху чугунной плитой, но название осталось. Как мы помним, в мифе рассказывается, что цветок нарцисс вырос на месте гибели юноши, влюбленного в свое отражение. В Монрепо нарциссы не растут. Вероятно, оттого, что мы верим, что когда-нибудь мраморный Нарцисс вернётся в наш парк.

Есть ещё одно важное свидетельство о своеобразном “античном мире в Монрепо”. Это поэма Л.Г. Николаи “Имение Монрепо в Финляндии. 1804”. Про поэму мы расскажем в свое время особо, ныне же упомянем лишь одну колоритную деталь. В начале поэмы Николаи описывает ландшафт Карельского перешейка, придумывая историю о том, как этот суровый скальный ландшафт возник в результате битвы Титанов и гнева морского бога Посейдона (у древних римлян он назывался Нептуном). Для поэтического эффекта Николаи был склонен представлять эти места дикими и пустынными, почти не тронутыми цивилизацией. Но уже в первых строках поэмы Николаи называет свое имение “неким Тибуром, уголком покоя”. Сравнение неслучайное: именно в Тибуре (старое название Тиволи в Италии) жил некогда Гораций, поэзия которого оказала огромное влияние на развитие самой идеи пейзажного сада.

На каждом шагу просвещённый читатель в Монрепо встречал отголоски и отблески великой древней культуры - в скульптуре, архитектуре, в латинских надписях на постаментах. Неразрывная связь со столь дорогим для Людвига Генриха Николаи миром античной культуры и мифологии сохраняется в парке и теперь.

Читайте также