ВСПОМИНАЯ ФЕСТИВАЛЬ

ВСПОМИНАЯ ФЕСТИВАЛЬ
618
ВСПОМИНАЯ ФЕСТИВАЛЬ

Некоторые любопытные факты и наблюдения не вошли в наши публикации, посвященные фестивалю, и остались в блокнотах журналистов. Тем не менее, как нам кажется, они могут быть  интересны читателю.

«А где же дети?..»

Фильм «Жили-были мы»,  который был показан на торжественном открытии фестиваля и по традиции должен был задавать тон всей программе, вызвал у зрителей, мягко говоря, недоумение. Сюжет – один в один гайдаровская «Голубая чашка», целевая аудитория – явно юное поколение. Тем более было удивительно услышать от представителя съемочной группы, что  они ожидали увидеть в зале детей. Это в девять-то вечера! На открытии фестиваля, который нигде и никогда не заявлялся как детский…

Виктор Матизен, известный своими резкими, если не сказать язвительными суждениями, так и написал в своей статье для «Новых известий»: странный, мол, выбор фильма, о чем, по его словам, открыто говорили кинематографисты в неформальной обстановке на банкете. Статья, кстати, называлась «На безрыбье»…

«Нет, вы все-таки ответьте!»

С завидным упорством задавал зритель Валентин Кутлиматов кинематографистам вопрос о том, почему Толстой бросил Анну Аркадьевну не куда-нибудь, а именно под паровоз. И от Сергея Соловьева требовал ответа, и от Юрия Грымова. Конечно, эти известные режиссеры так или иначе причастны к судьбе героини, поскольку Соловьев несколько лет назад снял ленту «Анна Каренина», а Грымов работает над фильмом «Анна Каренина. Интимный дневник» (личное, только личное!), поэтому оба достаточно обстоятельно отвечали на провокационный вопрос.

Своё кресло ближе к телу

Выборжцы за четверть века  сроднились с кинофестивалем «Окно в Европу», можно сказать, на нем выросло целое поколение, мы  с нетерпением ожидаем эту августовскую неделю и с радостью встречаем участников и гостей «Окна». Увы, приходится с сожалением констатировать, что радушным хозяевам следовало бы быть чуточку более воспитанными…

На встрече с режиссёром Сергеем СОЛОВЬЁВЫМ лекционный зал библиотеки Алвара Аалто был заполнен до отказа. Пришедшие пораньше  успели занять удобные места (как известно, в зале три первые ряда – мягкие кресла, дальше – деревянные стулья и табуретки). Немного опоздала на встречу известная актриса и режиссёр Светлана ДРУЖИНИНА – пришлось ей прихватить табуретку и пробраться поближе к выступающему коллеге. С ней рядом, в первом ряду на мягких креслах восседали четверо почитателей кинематографа (три дамы и подросток), и ни у одного (!)  не возникла мысль, уступить место  именитому режиссеру, наконец просто женщине  в годах (да простит нас Светлана Сергеевна, выглядит она, конечно, прекрасно,  дай ей Бог и дальше оставаться столь же молодой и красивой). В итоге звезда около полутора часов вместе с молодыми журналистами  отсидела  с прямой спиной на твердой табуретке.  Характер, конечно… А про нас что  скажешь – своё кресло ближе к телу… 

Встать и уйти!

Нет, не удалось кинематографистам воспитать выборгского зрителя. У нас почему-то считается признаком хорошего тона, когда на экране появляются заключительные титры, с гордым видом покинуть зал. Вроде как бы: мне глубоко фиолетово, кто там режиссер и оператор, чем у них дело кончилось понятно, а все остальное – чихать мне на это! Чего время зря тратить, я человек деловой, встал и пошел по своим делам. А то, что потревожил полряда зрителей – да плевать! Понятно, что фильмы на фестивале бывают разные: некоторые смотришь с удовольствием, а другие – нет, не нравятся. Но ведь  люди снимали кино, работали, старались,  и не ценить их труд –  элементарная невоспитанность. Любую хозяйку обидит, если гость не похвалить её угощенье, так же и съёмочной группе обидно из зала смотреть на то, как зрители побежали из зала на финальных титрах. 

А звезды где? 

«Фестиваль уже не тот, – сетуют некоторый выборжцы. – Раньше к нам приезжали настоящие звёзды, а сегодня в основном малоизвестные актёры и режиссёры»… В чём-то эти замечания  справедливы.  Раньше кинематографисты жили в нашем городе неделю или около того,  участвовали в нашей жизни,  например, участвовали  в соревнованиях по игре в бильярд, а Никита Михалков сражался с нашими теннисистами на корте. Ездили в Высоцк, где долго жил Станислав Ростоцкий, в школу, носящую его имя. Сегодня, в эпоху нехватки времени, многие приезжают на несколько часов только для того, чтобы представить свою ленту. К сожалению, и  о том, кто приедет, мы узнаём непосредственно в кинотеатре (перед показом фильма). В нынешнем году на пресс-конференции, предшествовавшей празднику кино, даже президент фестиваля Армен МЕДВЕДЕВ не смог сказать журналистам, кого же нам ждать. 

И шахтёр может быть актёром

Не все знают, что в фильме «Вся наша надежда»  Карена ГЕВОРКЯНА в главной роли снялся настоящий шахтёр, полный кавалер  ордена Славы Анатолий БОЙКО.  По окончании съемок  он сказал режиссёру: «Ваша работа труднее, чем шахтерский труд»…

Зал аплодировал фильму,  зрители сошлись во мнении: у хорошего режиссёра даже шахтёры играют, как профессиональные актёры!  Картина демонстрировалась не в конкурсной программе, а в номинации «Мастера». Многим молодым режиссёрам, показавшим свои работы на конкурсе, можно поучиться  у настоящего мастера своего дела. 

Не снимать!

Выборгский зритель избалован. Он привык к вниманию прессы, щелчкам фотокамер и свету софитов. У многих горожан накоплен немалый архив личных «попаданий» в газету. Между прочим, юных музыкантов в Выборгской школе искусств с малолетства готовят к тому, что на концерте будут фотографы и телевидение. Но в один день кинофестиваля Выборг становится фоном для переживаний Веры Таривердиевой, которая привозит сюда музыкантов с концертом в память своего покойного супруга, ушедшего в 1996 году. На этом концерте нельзя фотографировать, пока звучит музыка. Наверное, Вере это кажется кощунством. Шиканье на фотографов повторяется из года в год. А ведь Вера Гориславовна опытный менеджер и могла бы ещё перед концертом оговаривать это условие, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Кстати, в нынешнем году концерт органной музыки в память о Микаэле Таривердиеве проходил в соборе святых Петра и Павла. Интересно было бы узнать мнение выборгских лютеран – как они отнеслись к исполнению музыки из кинофильмов в стенах собора? Народу было очень много, в три ряда сидели на ступенях, ведущих к алтарю (!). А когда после концерта все кинулись брать автографы у… Михаила Жигалова, тоже слушавшего этот прекрасный концерт, некоторые порывались взять в качестве бумажного носителя сборники гимнов. 

Маргарита ЗАХАРОВА, Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читайте также