МОНРЕПО ОТ А ДО Я. АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ НИКОЛАИ. ЧАСТЬ 2

МОНРЕПО ОТ А ДО Я. АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ  НИКОЛАИ. ЧАСТЬ 2
2492
МОНРЕПО ОТ А ДО Я. АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ НИКОЛАИ. ЧАСТЬ 2

Имя А.П. Николаи мы можем встретить на страницах знаменитых воспоминаний С.Ю. Витте, который писал: Барон Николаи был начальником главного управления по гражданской части на Кавказе. Это был рыжий немец, или, вернее, кажется, финляндец. Очень сухой и умный человек, он был женат на грузинке и имел маленькое имение около Карджиоре. Карджиоре - это местечко, находящееся в 12 верстах от Тифлиса, на горе, где проживала гражданская администрация в летние месяцы.

Витте вполне точен, а упомянутая им грузинка, жена Александра Павловича, заслуживает особого рассказа. Это - Софья Александровна Николаи, урожденная княжна Чавчавадзе (1833-1862). Ее отцом был великий грузинский поэт, генерал-лейтенант, князь Александр Гарсеванович Чавчавадзе (1786-1846). В браке с правнучкой царя Ираклия II княжной Саломеей Орбелиани у него родилось четверо детей. Единственный сын, Давид Александрович (1817-1884), генерал-майор Свиты Его Величества, был женат на внучке царя Георгия XII, светлейшей княжне Анне Ильиничне Грузинской. Старшая дочь Нина (1812-1857) стала женой А.С. Грибоедова. Вторая, Екатерина (1816-1882), вышла замуж за владетельного князя Мегрелии Давида Левановича Дадиани, а после его смерти (в 1853 г.) стала правительницей-регентшей княжества при малолетнем сыне Николае. Младшая же дочь, Софья, в 1850 г. вышла замуж за барона Александра Павловича Николаи.

Благодаря изысканиям Нино Чихладзе и Малхаза Эбралидзе ныне мы знаем о Софии (Софио) довольно много - и щедро пользуемся плодами их открытий, в том числе - ценнейшей семейной перепиской, сохранившейся в грузинских архивах.

В письме к своему родственнику, поэту Григолу Орбелиани, мать Софии писала о ней, когда та была еще ребенком: “У нее удивительные черные волосы, прекрасный лоб, прекрасные длинные черные ресницы, красивые белые зубы, ее улыбка очаровывает всех, она стройна, как чинара, правда, она не по возрасту удивительно разумная”.

Александр Павлович Николаи был знаком с семьей Чавчавадзе с 1845 г. С Софьей он познакомился, когда той исполнилось двенадцать лет (барон был тогда вдвое старше ее: ему исполнилось 24 года). В 1846 г. в результате трагического несчастного случая погиб князь А.Г. Чавчавадзе, а через несколько месяцев скончалась его безутешная вдова. Старшая сестра Софьи Нина Грибоедова позже писала: “Лишь барону Николаи мы обязаны тем, что в то страшное время нашего несчастья он проявил к нам такое тепло. Бог отплатит ему добром… Всегда благодарим Бога, что своей заботой и вниманием принес утешение Сонечке”.

Несколько лет спустя, в 1849 г., после званого ужина у Воронцовых А.П. Николаи записал в своем дневнике: “Младшая дочь Александра Чавчавадзе, сестра Давида, обворожила меня. Софио, девушка добродетельного образа, обладающая прекрасным голосом, очень сильно похожа на свою воспитательницу, старшую сестру Нино”.

Результатом стало сватовство Николаи к Софи Чавчавадзе, о чем Александр Павлович писал своему отцу, Паулю Николаи: “Дорогой, любимый отец! Вот уже пять лет, как я познакомился с семьей Чавчавадзе, и не только мое первое впечатление, но и общественное мнение упрочили в моем сердце глубокое уважение к этой семье. Когда я впервые приехал в Тифлис, Софио была еще совсем ребенком. Сейчас ей семнадцать лет. Она очень похорошела. Ей присущи серьезность, скромность и воспитанность. Вот первое впечатление о ней, которое все больше и больше укрепляется во мне. Она тот человек, для которого злодеяние почти неизвестное понятие. Я вижу в ней тот идеал, который наметил для своей будущей жены. Софио воспитана в традиционной семье, где господствует уважение к старшим, и она не привыкла к роскоши. Ее человечность стоит настолько высоко, что только это перекрывает всяческие благородства. Для меня неприемлем брак ради богатства. Это вы внедрили мне с детства. Софио дают землю. Это, так или иначе, поможет в создании и устройстве нашей семьи. Пока я еще молод и надеюсь на свое будущее. К моему счастью, судьба привела меня в эту восхитительную страну, которую, чем больше проходит времени, я все больше и больше люблю. У меня большое желание внести маленький вклад в дело ее благополучия”.

Свадьба состоялась в 1850 г., супруги начали строительство своего дома в грузинском имении Бетания (приданое Софии); под руководством жены барон начал изучать грузинский язык. В 1859 г. у супругов родился их единственный ребенок - дочь Мария. 

Когда в 1861 г. Николаи получил назначение в Киев, он взял с собой жену и дочь. Но затем последовал перевод в Петербург, и барон решил оставить семью в Киеве. Решение оказалось роковым: Софья Александровна умерла в Киеве в 1862 г. в возрасте двадцати девяти лет. Там же, в Киеве, она и была похоронена. Существуют две гипотезы о дальнейшей судьбе останков Софьи Николаи. По одной, А.П. Николаи впоследствии перевез их в Монрепо и захоронил на семейном кладбище на острове Людвигштайн. По другой, на Людвигштайне был установлен лишь кенотаф С.А. Николаи - т.е. ложная гробница, знак памяти.

Осиротевшую дочь (в семье ее звали Мака) Александр Павлович отправил в Грузию, на попечение ее дяди, князя Давида Чавчавадзе. Биография Марии Александровны Николаи (1859-1919) - это особый интересный сюжет. Здесь лишь упомянем, что ее мужем станет знаменитый князь Георгий Дмитриевич Шервашидзе (1847-1918), губернатор Тифлиса и доверенное лицо вдовы Александра III, императрицы Марии Федоровны.

Сам же Александр Павлович Николаи до конца своих дней был связан с Грузией: он умер в возрасте семидесяти восьми лет в 1899 г. в своем имении Лачино. Его прах был перевезен в Монрепо и захоронен в родовой усыпальнице на острове Людвигштайн.

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также