НА СМЕНУ ЛОШАДКЕ

Сто лет назад на российских дорогах преобладали в основном гужевые перевозки. Что же касается автомобилей, то их были единицы. "Моторы", как тогда называли автомобили, были не средством передвижения, а роскошью. И эту роскошь мог себе позволить далеко не каждый, в том числе и в Великом Княжестве Финляндском.

"ВОДИТЕЛЬ КОБЫЛЫ"
В Уставе извозчиков Райвольского округа 1911 г. читаем: "Желающий заниматься извозом должен просить на то разрешение у коронного ленсмана определенного округа, уплатив 2 марки на право езды. Извозчик обязан иметь две номерные бляхи, одну из которых прикрепляет к экипажу, другую держит при себе". Запрещалось шабашить, т.е. извозчик не имел права предлагать свои услуги всем желающим доехать, а должен был возить строго по отведенному маршруту. Нарушение этого правила каралось штрафом от 50 до 100 марок. Вообще, извозчиком мог быть гражданин, которому исполнилось 18 лет, психически здоровый, "пригодный к управлению лошадьми". Летом экипаж был оснащен колёсами, а в зимнее время вместо колёс были полозья, причём ширина экипажа должна была быть такой, чтобы два человека могли свободно поместиться рядом на заднем сидении. В зимнее время экипаж снабжался покрывалом из теплого сукна, бубенчиками или колокольчиками, летом - кожаным фартуком.

Извозчики проходили тщательный "техосмотр", по результатам которого допускались к управлению экипажем. На смотре присутствовал глава округа (коронный ленсман), чиновник полицейского ведомства, а также имели право присутствовать и другие извозчики. "Водители кобыл" должны были иметь соответствующий моральный облик. В правилах для легковых и ломовых извозчиков 1911 г. читаем: "Извозчик всегда обязан вести себя трезво, учтиво давать те сведения, которые седок может от него потребовать, и, находясь в езде, ни под каким видом не посещать питейные заведения и не возить седоков к местам тайной продажи таковых". Кроме того, извозчику запрещалось курить во время езды без разрешения на то седока. Ездить следовало умеренно и осторожно, "проезжая встречающих с правой стороны, криком предупреждать идущих, которые его не замечают. Извозчик не обязан одновременно возить более двух взрослых людей". Что касалось багажа, то плата не взималась дополнительно, если вес багажа не превышал "40 кг при одном и 100 кг при двух седоках". Плата за тяжелый багаж составляла от 15 до 40 копеек. Нарушение этих правил каралось штрафом до 20 рублей.

Стоимость проезда за один километр в Райвольском округе составляла 10 копеек или 25 пенни. Устав сообщал: " По заявлению об уплате за езду по времени платится одна марка 50 пенни или 60 копеек за час, считая и время остановок. За ожидание более 15 минут за каждый час платится 1 марка или 40 копеек. За обратный путь тем же извозчиком с ожиданием не более 15 минут половинная плата. За езду в ночное время двойная плата", так что извозчики в денежном плане обижены не были.

ПЕРВЫЕ "МОТОРЫ" НА ДОРОГАХ
В 1899 году в Выборге появился первый автомобиль. Интересны некоторые выдержки из "Правил автомобильного движения в сельских общинах Выборгской губернии" за 1909 год:

"1. Скорость движения должна быть сообразуема с количеством пользующихся данною дорогою, во время проезда мотора по ней, ездоков и пешеходов.
2. В населённых местах и при случайных скоплениях на дороге людей, повозок, скота и пр., движение должно быть соответственно замедляемо.
3. Обгоняя попутчиков и разъезжаясь со встречниками, моторы должны прибегать к приёмам наилучше обезопасить названных лиц от несчастных - (вследствие испуга животных и людей) случаев.
4. При движении моторов, управляющие ими обязаны своевременно предупреждать усмотренных на дороге путников надлежащими сигналами. Такие же предупреждения обязательны: 1) Перед въездом в населённые места и внутри таковых на всех перекрестках и поворотах, 2) Подъезжая к железнодорожному переезду.
5. В темное время суток, а также во время сильных туманов, моторы обязаны зажигать спереди два ярких фонаря, освещающих дорогу на расстоянии не менее 30-50 шагов.
6. Номерная жестянка должна быть освещена, чтобы номер был ясно виден.
7. При ясно выраженном требовании остановки со стороны чинов полиции, управляющие моторами обязаны немедленным и беспрекословным его исполнением.
8. Все едущие, или идущие, или стоящие на дороге лица по первому же предупреждению сигналами о приближении мотора обязаны сворачивать в сторону.
9. Воспрещается на проезжих дорогах: всякое скопление народа безо всякой на то причины, общественные игры, бросание каких-либо предметов в проезжающие моторы.
10. За неисполнение означенного постановления нарушители подвергаются в административном порядке взысканию до трёх месяцев ареста или до 500 рублей штрафа".

Автомобили разделялись на две категории: легковые и грузовые. Легковой мог перевозить груз не выше 500 кг и передвигаться со скоростью не более 20 км днем и не более 10 ночью и при тумане. Грузовой автомобиль мог перевозить груз от 500 до 1500 кг и двигаться со скоростью 15 км днем и 10 - ночью. Причём водители грузовиков обязаны были следовать правилам, касающимся ломовых извозчиков. Интересно, что ребенок-пассажир младше 10 лет не считался за персону, но двое детей до 10 лет считались как одна персона. Плата за въезд в черту Выборга на автомобиле составляла: "За 1-2 персоны днем - 70 пенни (за расстояние до 600 м) и свыше этого 10 пенни за каждый начальный путь в 200 м. За 4 и более персоны - 70 пенни (за расстояние до 400 м) и свыше этого 15 пенни за каждый начальный путь в 200 м соответственно.

МЕСТНЫЕ "БАЙКЕРЫ"
В Выборге в начале XX века были и владельцы известных марок мотоциклов. "Харлей Дэвидсон" имел владелец ресторанчика "Вальдберг", обладателем марки "Хендриксон" был спортивный магазин Уно Тоумена - это из списка владельцев мотоциклов Выборга за 1917 год. В Вилиманстранде у купца Павла Яковлева был мотоцикл марки "Вандерер" (впоследствии по лицензии этой марки стали выпускать "Явы"). Промышленник Евгений Аладин из Фридрихсгама имел "Фоубер", мотоциклами известной марки "Индиан" владели промышленник Пекка Корпа из Париккалаского округа, управляющий предприятием Николай Каммен (Руоколахтинский округ) и Геста Кульберг, налоговый инспектор Выборгского округа.

Читайте также