РЕГИМАНТАС АДОМАЙТИС: ЛИРА ИГРАТЬ УЖЕ НЕ ХОЧУ

РЕГИМАНТАС АДОМАЙТИС: ЛИРА ИГРАТЬ УЖЕ НЕ ХОЧУ
861
РЕГИМАНТАС АДОМАЙТИС: ЛИРА ИГРАТЬ УЖЕ НЕ ХОЧУ

По нему сходили с ума все женщины Советского Союза. Он – мечта всех увлеченных кинематографом студенток 70-80-х годов. Популярный, красивый, статный и невероятно талантливый – все это Регимантас Адомайтис. Сегодня литовский актер живет на окраине Вильнюса и радуется каждому дню. Легенда нашего кино живет сегодня жизнью обычного человека – у него дружная семья и теплый дом.

Как становятся актером

Адомайтису 80, он ездит на своей старой машине, а по утрам готовит своим домашним завтраки. При этом не живет прошлым, не кичится былой славой и очень оживляется, когда речь заходит о театральных постановках, новых ролях и современных звездах театра и кино: 

В молодости мне было интересно заниматься математикой и физикой. Но вскоре потерял к этим наукам всякий интерес. Меня всегда притягивал театр, а вот о кино и мыслей не было. Учился я на актерском факультете Вильнюсской консерватории, но это все азбука. Некоторым вообще не нужна школа, такие люди имеют свое интуитивное чутье, дар… Например Юозас Будрайтис. Он не имеет никакого образования, но создавать персонаж, характер – это он умеет делать лучше всех профессионалов.

«Никто не хотел умирать»

Фильм режиссера Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», снятый на Литовской киностудии в 1965 году, произвел в советском кинематографе настоящий фурор. Картина о «лесных братьях» подарила нашему кино плеяду молодых и талантливых актеров – Донатас Банионис, Бруно Оя, Вия Артмане, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис стали кумирами советских зрителей. 

Это был мой дебют, мне посчастливилось. Тема была, конечно, сенсационная, только позже мы узнали, что вся эта история выдумка. И я, и еще многие из тех, кто в фильме снимался, были дебютантами. Наверное поэтому там столько непосредственности, какого-то целомудрия… Ведь мы тогда не имели никакого актерского опыта. Когда нарабатывается мастерство, когда ты думаешь, что знаешь, как сыграть тот или иной эпизод, — тогда стоп! Тогда ты повторяешься, сбиваешься на собственный штамп.

Нет, я не проснулся знаменитым. Моя жизнь менялась постепенно, не было резкого скачка, как это бывает у многих актеров. Меня просто стали приглашать в кино, и я стал сниматься. При этом мне хватило мудрости не уйти из театра. Театр для меня – самое главное, это настоящий дом для актера. Кино – это техника, от тебя там нее мало что зависит, притом самого творчества в кино крупицы. А в театре ты каждый раз проживаешь жизнь своего героя от начала и до конца. 

По случаю 100-летия кинематографа фильм «Никто не хотел умирать» внесен ЮНЕСКО в список наиболее значимых мировых кинопроизведений – есть чем гордиться.

Грех жаловаться на судьбу

Адомайтис считает, что судьба его всегда баловала. Дарила встречи только с замечательными, талантливыми людьми. Одна из таких произошла на съемках киноленты «Король Лир». 

Режиссер и настоящий мастер кино Григорий Козинцев открыл для меня двери будто в другой мир. Никогда прежде мне не доводилось работать с режиссером, который так доверял бы актеру. В первую очередь, мы обсудили концепцию моей роли, в Лире я сыграл Эдмонда. Видел его как злодея, душителя, мерзавца. Козинцев предложил совершенно иную интерпретацию. Его Эдмонд – герой со своими страстями и даже с комплексами. Меня это поразило и увлекло. А еще Козинцев практически не вмешивался в актерское решение роли, не мешал мне самому воплощать его замысел. В нашем ремесле такое доверие и равноправный диалог с режиссером – крайне редкая вещь.

Недавно на презентации реставрированной киноленты «Чувства» Литовской киностудии, которая много лет пролежала на полке, поскольку не была разрешена руководством к прокату, я еще раз незримо пересекся с Козинцевым. Мне там подарили копию моего собственного письма, которое было написано мастеру после премьеры «Короля Лира» в Бейруте. В письме я рассказал ему о том, с каким успехом был принят наш фильм. Старое, забытое письмо меня очень растрогало…

«Я очень люблю ничего не делать»

Уже несколько лет я на заслуженном отдыхе. Поначалу приглашали играть и в Россию, и за границу. Сейчас все меньше. Недавно позвонили из Вильнюсского драмтеатра и предложили сыграть Лира. О! Это моя давнишняя мечта. Но подумал и отказался. Понял: больше не хочу играть Лира. Наступает такое время, когда говоришь себе: стоп! Какой бы ни была физическая форма, актерская игра требует особых эмоциональных усилий, ты должен понимать, что выход на сцену в таком возрасте запрещен. Огрехи может заметить и публика, а такого быть не должно. Поэтому я и сказал себе: пора заканчивать. 

Жизнь продолжается: в свободное время он принимает гостей в своей шикарной гостиной, готовит кулинарные изыски по книге рецептов своим внукам и детям. Наслаждается общением с семьей и создает теплую атмосферу дома, оберегая своих близких от всего негативного, что есть сегодня в мире. 

Я люблю ничего не делать и всех в семье балую. Мне нравится, когда всем хорошо и тепло вместе. Ведь это самое главное, – улыбается актер. 

Остается добавить, что встреча с Народным артистом СССР прошла в петербургском Доме журналиста, в завершение ее все посмотрели восстановленный фильм «Чувства» с участием Регимантаса Адомайтиса. 

Анна ДАВЫДОВА

Читайте также