ПОРА В ШКОЛУ

ПОРА В ШКОЛУ
1415
ПОРА В ШКОЛУ

Мы спросили у своих подписчиков ВКонтакте, с чем ассоциируется у них 1 сентября. У кого-то это «дорога без начала и конца, в листьях и гладиолусах», красота и радость, гладиолусы и георгины, встреча с одноклассниками, «одежда, обувь, портфель с иголочки», у кого-то - пробки на дорогах, а у кого-то и «тщета, украшенная бантом». Какие мы разные! Но всё же пусть всем нам, родителям, чадам, бабушкам и дедушкам, новый учебный год принесёт больше хорошего. Пусть тщета сменится надеждой. 

И все вверх тормашками!

Татьяна МАШИРОВА, ученица 10 класса школы №14:

Свое Первое сентября я помню, конечно, смутно. Но было несколько забавных моментов, которые навсегда останутся в памяти.

 Школа № 37, первый классный час, и я очень не хочу отдавать цветы классной руководительнице. Она и папа смеются, а я кладу свой букет на учительский стол, а сама хватаю чужой чей-то… Сейчас вспоминаю – и стыдно... А еще я очень боялась, ведь родителей совсем не было видно в толпе. Столько родителей, столько детей! Помню, как мне тогда дали фотоаппарат, а я держала его верх тормашками и вместо видов фотографировала себя. 

В четвертом классе я стояла уже на линейке в школе № 14. Было так же страшно, ведь никого вокруг не знала, а родители и старший брат были опять где-то в толпе. Но зато на линейке своего девятого класса, уже являясь главой школьного пресс-центра «14 экспресс», я не стояла в стороне, а бегала и фотографировала для нашей газеты! И тогда снимки вышли намного лучше, чем девять лет назад… Теперь меня ожидает переход в десятый класс. Момент тоже волнительный, ведь формируется новый коллектив, и сменяется классный руководитель. И пусть учителей ты и так знаешь, да и многих ребят из нового класса тоже… все равно  страшновато. Но прорвемся! Не впервой.

Цветы были в дефиците

Юлия КРИПАТОВА, главный хранитель фондов ЛОГАВ:

В первый класс я пошла в небольшую школу в закрытом военном городке в Мурманской области, расположенном за Полярным кругом. Там находилась военная база подводных лодок. В этих холодных северных краях цветы не росли, имелись только привозные. Трудно с цветами было всегда, а уж 1 сентября особенно… Популярны были гвоздики, а зажиточные семьи могли позволить себе розы. Мне повезло, и в первый класс я шла с букетом гвоздик. Форменное платье было коричневое, как и у всех девочек в Советском Союзе, но мама вязала и шила мне очень красивые воротнички и манжеты. Став чуть постарше я научилась сама пришивать их к школьному платью.

Помню свою замечательную первую учительницу Зою Павловну. Она умела выявить у детей таланты и способности, искала личный подход к каждому. Честно говоря, смысл линейки мы – первоклассники – не очень понимали. Нам тогда казалось: зачем нас держат на улице, где холодно, а не пускают сразу в классы (в сентябре в тех местах уже достаточно прохладно). Особого рвения по поводу учебы я не испытывала и шла в школу просто потому, что надо, интерес пришел позже, а учиться мне всегда было легко, да  и мама очень помогала и поддерживала. Мы с сестрой все годы учились на «отлично». Когда стали постарше, 1 сентября стало днем встречи с друзьями, одноклассниками. А в этом году в первый класс уже пойдет мой сын. Надеюсь, его учеба сложится удачно, а ранец и все школьные принадлежности мы уже ему купили.

Что у вас, ребята, в рюкзаках?

Первое сентября для первоклассника – это новая жизнь: море впечатлений, множество незнакомых лиц вокруг, букет, который надо нести и  крепко держать в руках, необходимость неподвижно сидеть чуть ли не час… Одним словом, первый раз – в первый класс означает сплошные волнения.. Впрочем, у родителей начинающего школьника в этот момент тоже жизнь не малина: с ног собьешься, пока оденешь, обуешь, купишь портфель, краски-карандаши и пр.

 Испытывала эти чувства и директор Выборгской гимназии Марина ПЕТРОВА, когда в 1990 году собирала старшего сына в первый класс:

В те годы можно было попасть в любую школу (Виталик пошел в шестую, выбирали по учителю). Проблем со школьной формой не было: у всех синий костюм с вымпелом на рукаве и белая рубашка. Покупали костюм в магазине «Детский мир», где весь второй этаж занимал отдел школьной формы для мальчиков и девочек. Учебники и тетради уложили в ранец, который вместе со всей канцелярией приобрели в магазине на Школьной площади. Разнообразия обложек для учебников в магазинах не было, поэтому каждый придумывал сам, во что обернуть: цветная бумага, калька… Были прописи, в пенале лежали простые карандаши, деревянная линейка, обыкновенные шариковые ручки, причем, у всех одинаковые. Конечно, нужно было еще приобрести цветную бумагу, пластилин, краски, альбомы для уроков труда и рисования. Замечательная вещь: после уроков все дети из младших классов занимались  в группе продленного дня, где под руководством учителя выполняли домашнее задание. 

Конечно,  на линейку все  шли с цветами. В 90-е годы сложно было раздобыть гвоздики или розы, не было и пышных обернутых в цветную упаковку букетов. В основном, несли цветы с собственных дач – гладиолусы, хризантемы. 

Мы на линейку отправлялись всей семьей – Виталик с букетом гладиолусов, а рядом мы с Александром Петровичем и Сережей в коляске. После знакомства со школой и первого классного часа, мы  гуляли по парку – катались на каруселях, зашли и в кафе-мороженое на проспекте Ленина  отметить  событие. 

А на следующий год в Выборге открылась гимназия, куда Виталик перешел, а за ним  и я. 

Цветочные набеги

Вспоминает Ольга ИВАНОВА выпускница 12 школы 1975 года: 

В прежние времена школу №12 окружали не многоэтажки, как сейчас. Южный посёлок представлял собой одноэтажное поселение, с садами и огородами на придомовых территориях. Возле каждого дома росли цветы, но не все жильцы готовы были ими делиться, даже за деньги. А цветочный магазин был всего один – в центре, где-то в районе Красной площади.

1 сентября без цветов прийти нельзя, поэтому мы совершали массовые набеги на клумбы частников и с видом победителей шли на первую в учебном году линейку.  

«Почему я не люблю первое сентября»

 

К праздникам можно относиться по разному. Есть безоговорочно любимые – например Новый год, есть и традиционные, а еще профессиональные, религиозные. Среды череды праздников, которых в нашей стране множество, Первое сентября или День знаний, это, скорее, детский и молодежный праздник. Ведь взрослые, даже обзаведясь детьми, более озабочены подготовкой к школьным будням своих детей, и не всегда эти хлопоты вызывают безоговорочную радость даже у самих «виновников» торжества.

В последние дни лета ваш корреспондент встретился с Еленой Скрябиной, для которой праздник Первого сентября на протяжении всех десяти лет учебы в школе был омрачен другим радостным событием – собственным днем рождения, который у нее как раз приходится на 30 августа.

Подобное наложение всегда приводило к предсказуемому результату – все цветы, которые ей дарили на день рождения Елена преподносила учителям на торжественной линейке. В то время, в начале и середине восьмидесятых годов, в Северном поселке Выборга достать цветы было проблематично, а покупать – дорого. 

В результате такой десятилетней «традиции» у Елены выработалось стойкое негативное отношение к Дню знаний. И даже теперь, когда все цветы остаются ей, 1 сентября для нее по прежнему ассоциируется с детскими воспоминаниями. А это, дорогие читатели, на всю жизнь…

Как это было 55 лет назад

Мирхат Мусин впервые сел за парту  в 1961 году в восьмилетней школе № 79 города Уфы. Школьная форма тогда напоминала военную: гимнастёрка под ремень, штаны и фуражка. Букварь лежал, конечно же, в ранце. И без букета – сурово, по-мужски. 

Это теперь первоклассник при поступлении в школу должен уметь читать, считать, писать, а раньше всему этому учил первый учитель, а ещё – любить Родину, быть верным другом, старательным учеником и ответственным человеком.

Писали пером. Одна чернильница стояла в специальном углублении на парте, вторую (их называли непроливашками) носили с собой. Иногда мальчишки хулиганили – бросали в непроливашку скомканную промокашку… Чернильницу приходилось выбрасывать и получать нагоняй от родителей.

Чтобы следить за успехами ребят в чтении, первая учительница Ольга Петровна Попова делала стенд с кармашками, подписанными именами учеников. В кармашки закладывались листочки с информацией о прочитанных ими книгах. Любимыми, конечно же, были сказки, Бианки с Пришвиным, патриотическая литература о пионерах-героях …

– Гайдаровский «Мальчиш-Кибальчиш» – это святое! – с блеском в глазах восклицает Мусин.

Классы были очень большие – 56 (!) ребят, и четыре класса в параллели. Учились шесть дней в неделю в три смены (но это уже в среднем звене), часто при свете керосиновой лампы. Мирхат Мусин вспоминает примечательный эпизод: после смещения генсека Хрущёва преподаватели истории указывали ученикам – вот этот абзац или параграф в учебнике читать не надо (там, к примеру, утверждалось, что к 1980 году мы построим коммунизм).

Башкирские дети любили песни «Взвейтесь кострами», «По долинам и по взгорьям», а ещё была популярна песня «Шаймуратов генерал» на национальном языке о герое-кавалеристе, погибшем в Великую Отечественную.

Школьные фотокарточки Мирхата Мусина, к сожалению, остались на родине в родительском доме. Но к следующему Дню знаний он твёрдо пообещал привезти их.

И на каждый день - белый передник

Теперь уже забылось, что много лет назад у 10-й выборгской школы ещё не было замечательного стадиона – ученики фотографировались на фоне школы, стоя на простенькой травяной спортивной площадке. Любовь АЛАВИНА (носившая в те годы другую фамилию) с малых лет была рослой девчонкой, поэтому фотограф её ставил в последний ряд.

Первый портфель – обычный синий ранец с двумя защёлками, как у многих её сверстников. В руках – ярко-красные гладиолусы и георгины, выращенные с любовью бабушкой на даче. Поверх форменного коричневого платья с красивыми воротничками и манжетами – кружевной белый передник (белый передник без кружев девочки носили повседневно).

Люба пошла в первый класс, будучи чуть моложе своих одноклассников, – 7 лет ей исполнилось в ноябре. Это был 1991-92 учебный год, непростое для всей страны время. Первая учительница Мария Яковлевна Тисецкая – любимый педагог на всю жизнь у многих поколений школьников.

Любовь Алавина вспоминает, что на уроках музыки пели про то, как «матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды», «Во поле берёза стояла», о голубях – птицах мира. А вот читали тогда первоклашки ну очень детские книжки: «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и тетерев».

Подготовили

Александр ВИТТ, Маргарита ЗАХАРОВА, Елена СТЕПАНОВА, Зоя ТОКАРЕВА

 

Читайте также