А НАЧАЛОСЬ ВСЁ С ИВАНА ГРОЗНОГО...
14 сентября в Ленинградской области - единый день голосования. Пройдут выборы в органы местного самоуправления и в нашем районе. Об этом мы беседуем сегодня. с доктором экономических наук Николаем МЕЖЕВИЧЕМ. Начался наш разговор с того, что такое органы местного самоуправления, когда они возникли и зачем нужны.
- Местное самоуправление на территории Ленинградской области появилось лет за семьсот до того, как она получила свое нынешнее название. В свое время Новгород как главный город Новгородской республики, делился на пять частей, которые назывались "концами". В каждом конце было свое вече. Каждое кончанское вече избирало своего старосту. Концы делились на улицы, руководимые уличанскими старостами. Территория республики состояла из областей, называемых "пятинами". Каждая пятина в административном отношении подчинялась одному из концов города. Пятины подразделялись на волости, а те, в свою очередь, - на погосты. Волости управлялись старостами, а города имели свои вече и посадников.
Много сделал для самоуправления Иван Грозный в своем "Приговоре царском о кормлениях и о службах" (1555 - 1556).
При Петре Первом в 1699 г. была проведена городская реформа. Была создана Бур-мистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами.
Екатерина II содействовала тому, чтобы крестьянская община объединила жителей одного поселения - именно с этого уровня и начиналась власть в государстве. 21 апреля 1785 года была принят этот важнейший в истории местного самоуправления в России документ: "На права и выгоды городам Российской империи". В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.
Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В предложенном комиссией проекте отмечалось: "Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных - губернских или уездных инстанций или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест".
- Получается, именно тогда первый раз был оформлен принцип отделения местного самоуправления от государственной власти?
- Именно так! Автономность от государственной власти, но не от власти в государстве. Это же и записано в действующей Российской Конституции.
- Какие, на ваш взгляд, главные проблемы и задачи стоят сегодня перед местным самоуправлением?
- Никаких специфических российских проблем местного самоуправления нет. К примеру, бюрократизация местного самоуправления - это проблема от Австралии до Исландии. Поиск оптимального размера местного самоуправления также не прост, и все этим занимаются.
В большинстве европейских стран аккуратные реформы местного самоуправления проходят по линии "укрупнение – разукрупнение". Слишком мелкие самоуправления финансово сла-бы, но отвлекают на свое содержание значимые средства. Крупные самоуправления, охватывающие несколько населенных пунктов, утрачивают свое главное преимущество – близость к населению, знание проблем "на земле". В Финляндии, например, недавно прошло укрупнение органов местного самоуправления.
- А у нас?
- Реформа местного самоуправления в Ленинградской области связана с двумя основными задачами. Во-первых объединение администраций муниципального района и городского поселения, которое является административным центром района. Это было сделано в Выборгском, Подпорожском, Приозерском, Тихвинском, Тос-ненском, Сланцевском, Бокситогорском, Волосовском, Вол-ховском, Кингисеппском, Кири-шском, Лужском, Лодейнополь-ском, Гатчинском районах.
Второе направление реформы - объединение муниципальных образований - поселений первого уровня. Причины те же, что и у финнов: малонаселенность, а главное, - дотационность. В 2013 году был принят закон об объединении Кол-тушского и Разметелевского поселений Всеволожского района. В 2014 года прошло объединение Самойловского и Анисимовского сельских поселений Боксито-горского района, Приморского и Глебычевского городских поселений Выборгского района.
В результате реформирования системы МСУ повышается не только эффективность работы органов местного самоуправления, но и качество деятельности муниципальных служб.
Наша специфическая проблема, в общем-то, - низкий уровень доверия к органам местного самоуправления.
- Кандидатов на выборные должности в местные самоуправления выдвигают политические партии. Как это соответствует мировой практике и как это можно оценить, исходя из общей политической ситуации в России?
- Российская система не оригинальна, мировая практика участия политических партий в местных выборах, как говорится, проверена временем и пространством. Эта система имеет очевидные преимущества: ответственность партий охватывает все уровни власти, мнения избирателей относительно легко и быстро проходят "все этажи" и добираются до глав правительств и лидеров парламентских фракций. Есть, конечно, и обратная зависимость: рейтинг партии, меняющийся в масштабах страны, сказывается на авторитете главы сугубо провинциального муниципалитета.
Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит еженедельные измерения рейтинга электоральной поддержки российских партий. Кстати, последний опрос прошел 31 августа. Вопрос был задан стандартный: "За какую из следующих партий вы бы проголосовали, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России?". Надо сказать, что свыше 60% опрошенных уверенно называют одну из партий. За другие проголосовали бы от 4 до 7,7%.В сумме естественно не 100% так как часть опрошенных затруднилась ответить, а кто-то вообще не хочет приходить на выборы. Тем не менее, цифры достаточно красноречивые.
- Местное самоуправление на территории Ленинградской области появилось лет за семьсот до того, как она получила свое нынешнее название. В свое время Новгород как главный город Новгородской республики, делился на пять частей, которые назывались "концами". В каждом конце было свое вече. Каждое кончанское вече избирало своего старосту. Концы делились на улицы, руководимые уличанскими старостами. Территория республики состояла из областей, называемых "пятинами". Каждая пятина в административном отношении подчинялась одному из концов города. Пятины подразделялись на волости, а те, в свою очередь, - на погосты. Волости управлялись старостами, а города имели свои вече и посадников.
Много сделал для самоуправления Иван Грозный в своем "Приговоре царском о кормлениях и о службах" (1555 - 1556).
При Петре Первом в 1699 г. была проведена городская реформа. Была создана Бур-мистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами.
Екатерина II содействовала тому, чтобы крестьянская община объединила жителей одного поселения - именно с этого уровня и начиналась власть в государстве. 21 апреля 1785 года была принят этот важнейший в истории местного самоуправления в России документ: "На права и выгоды городам Российской империи". В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.
Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В предложенном комиссией проекте отмечалось: "Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных - губернских или уездных инстанций или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест".
- Получается, именно тогда первый раз был оформлен принцип отделения местного самоуправления от государственной власти?
- Именно так! Автономность от государственной власти, но не от власти в государстве. Это же и записано в действующей Российской Конституции.
- Какие, на ваш взгляд, главные проблемы и задачи стоят сегодня перед местным самоуправлением?
- Никаких специфических российских проблем местного самоуправления нет. К примеру, бюрократизация местного самоуправления - это проблема от Австралии до Исландии. Поиск оптимального размера местного самоуправления также не прост, и все этим занимаются.
В большинстве европейских стран аккуратные реформы местного самоуправления проходят по линии "укрупнение – разукрупнение". Слишком мелкие самоуправления финансово сла-бы, но отвлекают на свое содержание значимые средства. Крупные самоуправления, охватывающие несколько населенных пунктов, утрачивают свое главное преимущество – близость к населению, знание проблем "на земле". В Финляндии, например, недавно прошло укрупнение органов местного самоуправления.
- А у нас?
- Реформа местного самоуправления в Ленинградской области связана с двумя основными задачами. Во-первых объединение администраций муниципального района и городского поселения, которое является административным центром района. Это было сделано в Выборгском, Подпорожском, Приозерском, Тихвинском, Тос-ненском, Сланцевском, Бокситогорском, Волосовском, Вол-ховском, Кингисеппском, Кири-шском, Лужском, Лодейнополь-ском, Гатчинском районах.
Второе направление реформы - объединение муниципальных образований - поселений первого уровня. Причины те же, что и у финнов: малонаселенность, а главное, - дотационность. В 2013 году был принят закон об объединении Кол-тушского и Разметелевского поселений Всеволожского района. В 2014 года прошло объединение Самойловского и Анисимовского сельских поселений Боксито-горского района, Приморского и Глебычевского городских поселений Выборгского района.
В результате реформирования системы МСУ повышается не только эффективность работы органов местного самоуправления, но и качество деятельности муниципальных служб.
Наша специфическая проблема, в общем-то, - низкий уровень доверия к органам местного самоуправления.
- Кандидатов на выборные должности в местные самоуправления выдвигают политические партии. Как это соответствует мировой практике и как это можно оценить, исходя из общей политической ситуации в России?
- Российская система не оригинальна, мировая практика участия политических партий в местных выборах, как говорится, проверена временем и пространством. Эта система имеет очевидные преимущества: ответственность партий охватывает все уровни власти, мнения избирателей относительно легко и быстро проходят "все этажи" и добираются до глав правительств и лидеров парламентских фракций. Есть, конечно, и обратная зависимость: рейтинг партии, меняющийся в масштабах страны, сказывается на авторитете главы сугубо провинциального муниципалитета.
Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит еженедельные измерения рейтинга электоральной поддержки российских партий. Кстати, последний опрос прошел 31 августа. Вопрос был задан стандартный: "За какую из следующих партий вы бы проголосовали, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России?". Надо сказать, что свыше 60% опрошенных уверенно называют одну из партий. За другие проголосовали бы от 4 до 7,7%.В сумме естественно не 100% так как часть опрошенных затруднилась ответить, а кто-то вообще не хочет приходить на выборы. Тем не менее, цифры достаточно красноречивые.
Читайте также
-
В апреле в ЗАГСах Ленобласти молодоженам будут вручать специальные сертификаты
-
Первый этап ремонта детского стационара в Выборге завершен
-
В Выборге мужчина убил собутыльника кулаками
-
Выпускники «Школы поисковика» протестировали познавательную игру
-
Ледовые «звёздочки» приехали в Выборг
-
В Ленобласти начались соревнования профессионалов