ЖИЗНЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ СТАНЕТ ДРУГОЙ

ЖИЗНЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ СТАНЕТ ДРУГОЙ
686
ЖИЗНЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ СТАНЕТ ДРУГОЙ

В детском доме сегодня непривычно тихо: не слышны голоса на футбольном поле, не раздается перестук теннисного мячика в спортивном зале. Каникулы… Только аппетитные запахи из кухни напоминают о том, что жизнь в “Родничке” продолжается.

Но с 1 января следующего года она станет совсем другой, - кардинально поменяется сама суть работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и в первую очередь - с приемными семьями. За каждым ребенком уже достаточно давно законодательно закреплено неотъемлемое право жить и воспитываться в семье, это прописано и в Конвенции ООН о правах ребенка, и в Семейном Кодексе Российской Федерации. Причем именно ребенок имеет право выбрать как вид семейной заботы - опеку, усыновление (удочерение), так и саму приемную семью (разумеется, это касается только достаточно взрослых детей). Для маленьких же приемная семья будет подбираться с большим тщанием, тем более что выбор сейчас есть. Одно из главных направлений, как уточняет директор детского дома “Родничок” Андрей ПАК, - это создание сектора работы с потенциальными родителями.

- Конечно, над разработкой методических рекомендаций сейчас трудятся ученые многих специальностей, в первую очередь педагоги-психологи, именно с учетом их мнения будет формироваться штатное расписание нашего учреждения. Самая большая  проблема, с которой мы сталкиваемся, - это не только отсутствие базовых педагогических знаний у приемных родителей, но и их завышенные ожидания в отношении обретённых детей. Многие не понимают, какой сложный путь некоторые их них  проходят в  начальный период своей жизни. Хрестоматийный пример – дети-”маугли”, выросшие в волчьих стаях, а таких случаев было немало, уже не могут освоить человеческую речь и стать людьми в привычном смысле, ведь формирование мозга к этому времени завершается. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше  попали к добрым, заботливым, педагогически грамотным родителям, которым наши специалисты будут разрабатывать индивидуальные воспитательные маршруты  и помогать преодолевать трудности общения.  Мы полагаем, что именно на базе нашего бюджетного учреждения “Центр по содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (вскоре такое название появится у детского дома “Родничок”) будет создана школа приемных родителей. Такое направление деятельности должно свести “на нет” саму возможность возврата ребенка (подобные случаи, к сожалению, еще случаются), ведь это наносит ему тяжелейшую психологическую травму. 

На сегодняшний день в детском доме 41 ребёнок, к осени останется на 10 воспитанников меньше, - они будут учиться в профессионально-технических училищах Выборга и Санкт-Петербурга. И здесь начинается другая важная профильная работа учреждения – постинтернатное сопровождение воспитанников. 

Социальный педагог Тамара ЛАЩУК  рассказывает:

- Традиционно мы сотрудничаем с Александровским колледжем и профессиональным  училищем  № 46 в Лазаревке, а также с 70-м, 116-м и Охтинским колледжем в Санкт-Петербурге. Бытовые условия в этих училищах очень хорошие, специальности разнообразные, ребята имеют возможность выбора в зависимости от своих склонностей. Там даже есть штатные социальные работники, которые опекают наших воспитанников. Это ведь тоже большая проблема: находясь на полном обеспечении, ребята зачастую не имеют элементарных навыков, Для них, например, сложно утром подняться самостоятельно без общей побудки, из-за этого они пропускают занятия, затем могут бросить учебу. Что очень важно, постинтернатный период составляет 5 лет, за это время ребята имеют возможность закончить 2 училища, многие этим правом пользуются, также получая все льготы и социальное обеспечение. Кроме этого, у нас есть и выпускники вузов, в том числе и педагогического. Большую признательность хотелось бы высказать волонтерам благотворительного фонда “Дорогою добра”; они, знакомясь с нашими детьми, и далее поддерживают их в Санкт-Петербурге, становятся наставниками. Многие ребята еще до достижения возраста 23 лет получают собственное жилье, и даже имеют право, живя в общежитии, сдавать его внаём. 

Как выяснилось из разговора, большинство ребят-выпускников, обучаясь в Выборге после окончания школы (многие остаются по желанию, некоторым переезд противопоказан по заключению врачей и психологов), изъявляют желание остаться в родных стенах, привыкли, ведь многие живут здесь не один год. Но ведь и нормы проживания в таком случае, согласно СанПиН, должны быть другими.

- Нужна будет некоторая реконструкция самого помещения, чтобы таким достаточно взрослым ребятам было комфортно здесь проживать, - по-ясняет директор.  Но, проходя по детскому дому, не перестаешь удивляться, насколько он  удобен  и приспособлен для жилья и полезного времяпрепровождения.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Галина МАХОВА с гордостью показывает тренажерный зал, совсем недавно переделанный из подсобного помещения: в перечне снарядов - силовой блок, беговая дорожка, тренажер-гребля, подъемник для пресса. Спортивный зал  полностью оборудован для игры в мини-футбол, пионербол, стрейтбол, настольный теннис. Есть еще и отдельная кухня, - только для детей: здесь они осваивают азы кулинарии, - заказав продукты, самостоятельно могут приготовить практически любое блюдо. Творческие занятия, библиотека, и еще много чего интересного есть в детском доме. Но тем не менее…

Ни один, даже самый хороший детский дом не заменит семью, где есть папа и мама, братья и сестры, где все вместе решают общие, семейные вопросы и проблемы. Андрей Моисеевич  считает, что в идеале было бы иметь обширный “банк данных” так называемых замещающих семей, заранее подготовленных, чтобы каждый ребенок, оставшийся по каким-то причинам без семьи, мог сразу же, минуя их учреждение или оставшись на короткий период реабилитации, найти новый дом. То, что сейчас ситуация с устройством детей в семьи изменилась кардинальным образом, директор детского дома объясняет и  улучшением материального состояния самих семей, и тем, что поддержку оказывает государство, ведь родители получают вознаграждение за свой труд воспитателя и пособие на каждого приемного ребенка. Появились и многочисленные телепроекты, такие как “День ангела”, “Пока все дома”, пропагандирующие устройство детей в семью. Круг общения детдомовских детей также расширился, - значительно увеличилось число благотворителей и волонтеров, готовых принять участие в их обыденной жизни – предоставить транспорт, устроить праздник, творческую встречу, сделать модные прически и многое другое. 

Так что в жизни детского дома “Родничок” меняется не только название, и вполне вероятно, что к следующему году количество детей может еще уменьшиться. 

Р.S. Как оказалось, подозрительно тихо в детском доме потому, что больше половины детей находятся в “гостевых” семьях. А в августе все ребята поедут на отдых в “Волну”.

Читайте также