А - АРХИТЕКТУРА

А - АРХИТЕКТУРА
579
А - АРХИТЕКТУРА
Парк Монрепо в Выборге знаком каждому. Сюда приходят с семьями, с гостями из других городов, в праздники и в будни. Казалось бы, парк знаком всем. Однако все ли посетители Монрепо знают, кто создавал этот парк, какими историями и сюжетами наполнено парковое пространство, что стоит за, казалось бы, привычными и знакомыми уголками парка? Мы попробуем рассказать об этом - в форме своеобразного “мини-словаря Монрепо”. Наши рассказы будут расположены в алфавитном порядке, так что у каждого читателя газеты “Выборг” будет возможность собрать свой домашний “словарь”, посвящённый замечательному парку.

Все мы знаем, что в названии Государственного музея-заповедника “Парк Монрепо” есть сложносоставное слово “историко-архитектурный”. Однако всегда ли мы задумываемся над тем, что оно означает применительно к Монрепо?

Конечно, каждый посетитель Монрепо сразу же представит себе Главный усадебный дом - и не ошибется. Усадебный дом Монрепо - памятник архитектуры федерального значения. Но не он один.

Прямо напротив него расположено еще одно усадебное строение, Библиотечный флигель. Оба эти здания возведены в конце XVIII - начале XIX века и относятся к господствовавшему тогда и в России, и в Европе стилю классицизм. Важно еще и то, что оба здания в Монрепо деревянные. Это, таким образом, “деревянный классицизм” рубежа XVIII-XIX веков - явление ныне весьма редкое и очень ценное, поскольку многие “деревянные сверстники” этих двух строений утрачены в силу преклонного возраста или превратностей судьбы. На северо-западе России построек, подобных зданиям усадебного комплекса Монрепо, сохранилось не так уж и много.

В строительной истории Выборга Главный усадебный дом также оставил заметный след. Ведь это первая постройка, созданная по проекту выборгского губернского архитектора. В 1784 году на эту должность был назначен Якоб Рампо (Рампау), который и приступил к проектированию дома в усадьбе тогдашнего владельца Монрепо, принца Фридриха Вюртембергского. Год спустя архитектор скончался, а здание впоследствии было перестроено новым хозяином имения.

Трудно представить себе, как выглядел Главный усадебный дом первоначально, но сегодняшний его облик отсылает нас к архитектурной моде рубежа XVIII–XIX веков - палладианскому стилю. Стиль этот, разновидность классицизма, назван так по имени великого итальянского архитектора XVI в. Андреа Пал-ладио. В своих постройках Пал-ладио опирался на опыт и знания античных (греческих и римских) зодчих. Наследие Палладио стало исключительно популярным в XVIII в. - и не только в Европе и России, но и в Соединенных Штатах. Поэтому многие посетители Монрепо, глядя на фасад Главного усадебного дома, вспоминают о Павловске (настоящем царстве русского палладианства) или работах великого архитектора Н.А. Львова. Вообще же, палладианский стиль был исключительно широко распространен в частных усадьбах Российской империи. Интересно отметить, что Главный усадебный дом, таким, каким мы знаем его, - это плод работы двух архитекторов - итальянца Джузеппе Антонио Мартинел-ли, и русского, Александра Павлова.

Но двумя зданиями усадебного комплекса архитектурное наследие в Монрепо, конечно, не исчерпывается. Его законной и неотъемлемой частью являются парковые павильоны - и сохранившиеся до наших дней, и исчезнувшие. О наиболее интересных из них мы расскажем в дальнейшем. Пока же скажем, что парковые павильоны в Монрепо создавали совершенно особое впечатление - впечатление путешествия по истории архитектурных и художественных стилей. Посети-тель мог увидеть и храм в древнегреческом стиле (“Храм Нептуна”), и подобие китайской пагоды (“Ма-риентурм”), и “турецкую палатку”, и изящно оформленный источник “Нарцисс”, и напоминающую часть средневекового замка капеллу Людвигсбург. Были здесь таитянская хижина, и кирпичный павильон Мильтру (“Тысяча дыр”), и Китайский зонтик на огромном валуне. Павильоны в Монрепо проектировали лучшие архитекторы северной столицы - Винченцо Бренна, Франсуа Тома де Томон, Огюст Монферран и многие другие.

Конечно, не все парковые постройки сохранились до нашего времени - или же сохранились в эстетически-привлекательном виде. Но от этого их архитектурная значимость ничуть не уменьшается. Некоторые из зданий, построенных давно, подверглись существенной, если не кардинальной перестройке. Например, то здание, в котором ныне находится дирекция музея-заповедника “Парк Монрепо”, в основе своей - причем буквально: в смысле фундамента - когда-то было домом управляющего имения Монрепо при баронах Николаи. Перестройки зданий - явление в архитектурной истории отнюдь нередкое. История одного лишь Главного усадебного дома - это длинный рассказ о многочисленных изменениях, которые происходили в этом доме за двести с лишним лет его существования.

Когда мы произносим слово “архитектура”, мы прежде всего думаем о зданиях и их комплексах. Но понятие “архитектура” намного шире. Есть большая и самостоятельная область архитектуры - архитектура ландшафтная. Одна из важнейших ее частей - это создание и обустройство садов и парков. Ландшафтный архитектор - это тот, кто умеет прозреть в лежащем перед ним природном ландшафте будущий парк. Увидеть - и создать его. Превратить дело природы в дело рук человека - в союзе с природой. Неслучайно третий владелец Монрепо, Людвиг Генрих Николаи, сравнил себя с “поэтом-садоводом”, который “шаг за шагом прелесть открывая … совершенный получил пейзаж”.

Удивительным искусством ландшафтных архитекторов наполнен парк Монрепо. Ландшафтная структура Монрепо была создана уже давно - две с лишним сотни лет назад. Однако труд архитекторов-садовников виден здесь и поныне: тропинки, открытые поляны и тенистые аллеи, живописные куртины, широкие видовые точки (те самые, с которых посетители так любят фотографировать парк), даже выбитые в камнях ступени - всё это плод работы ландшафтных архитекторов в Монрепо.

Читайте также