КИНО ДОЛЖНО ПОРОЖДАТЬ ЧУВСТВА

КИНО ДОЛЖНО  ПОРОЖДАТЬ ЧУВСТВА
471
КИНО ДОЛЖНО ПОРОЖДАТЬ ЧУВСТВА

Одним из гостей выборгского кинофестиваля стал известный режиссёр  Александр ПРОШКИН, встреча с которым прошла в библиотеке Алвара Аалто. 

Напомним, что в нынешнем году мастер отмечает 75-летний юбилей. Прошкин начал снимать фильмы практически пятьдесят лет назад и до сих пор радует зрителей своими работами. Безусловно, все знают его картины: “Михайло Ломоносов”, “Холодное лето пятьдесят третьего…”, “Николай Вавилов”, “Доктор Живаго”... На фестивале были показаны новые фильмы режиссёра - “Охрана” и “Райские кущи”.

Важнейшее искусство - попса?

- Когда-то Владимир Ленин сказал, что из всех искусств, для нас важнейшим является кино. Применительно к нашему времени он жестоко ошибся: сейчас важнейшим из искусств является попса, - заявил Александр Прошкин. – Кажется, все усилия государства и СМИ брошены на то, чтобы пропагандировать не искусство, а эту самую попсу. 

К сожалению, сегодня зачастую приходится слышать, что российское кино в упадке, оно не нравится зрителю. Выборгский фестиваль это опровергает: фильмы, снятые разными поколениями кинематографистов, собирают здесь полные залы. Кроме того, стоит помнить, что процент шедевров не может быть большим, но чем больше фильмов снимается, тем больше хорошего кино.

Мы наследники величайшей культуры

Его творческая судьба началась в Театре комедии при Николае Акимове, где Прошкин служил пять лет. Режиссёр признался, что застал великое поколение деятелей русской культуры, поэтому новоявленные звёзды телесериалов ему не кажутся столь яркими и значительными. 

- Мы должны осознавать, что мы наследники этой величайшей культуры. Для человека культура – это единственный способ выжить как вид. Как только уровень культуры снижается, человечество начинает деградировать. Раньше люди ходили в кино, как в церковь, -  за душевной поддержкой. Но уже выросло целое поколение на развлекательном кино. А хороший фильм должен порождать чувства, наводить на размышления. Если этого не происходит, кино перестаёт быть искусством.

Съёмочная группа - это семья

- С самого начала меня манил кинематограф, я понимал, что театральные подмостки не для меня. Сначала был комедийным режиссёром, ставил телевизионные спектакли. В своих фильмах я старался показать людей, живущих как говорится с прямой спиной. Люблю снимать историческое  кино, мне всегда казалось, что уроки прошлого гораздо важнее сегодняшнего дня. 

Режиссёр перед съёмками фильма собирает себе творческую «семью». Ты работаешь помногу часов в день, но получаешь от общения с этой семьей колоссальную радость. И вот фильм отснят, твоя семья расходится, и режиссёр чувствует себя покинутым. Но чувства, пережитые на съёмочной площадке, остаются навсегда. 

С чего начинается кино? 

- Кино начинается с растерянности. Выискиваешь, за что зацепиться. К примеру, работая над фильм о замечательном учёном – Вавилове, я вдруг понял, насколько он был в себе уверен. Он обладал одним грехом – гордыней, которая с одной стороны, помогла  ему создать сельскохозяйственную империю, а с другой – довела до того, что у него не стало сподвижников. Человек, который мог накормить весь мир, умер в тюрьме от голода…

Первый раз роман “Доктор Живаго” я прочёл, когда мне его на одну ночь дал Борис Довлатов. Знакомство было шоковым, роман не давал покоя, хотелось перенести его на экран. С моей точки зрения, главное в этом романе – движение времени на фоне человеческих судеб. 

А “Холодное лето 53-го” меня просто заставил снять президент кинофестиваля “Окно в Европу” Армен МЕДВЕДЕВ. Этот детектив дал мне возможность рассказать о том времени, которое я прекрасно помню. Свою последнюю роль в картине сыграл, казалось бы, комедийный актёр - Анатолий Папанов. Он сразу согласился на неё, потому что, как и я, пережил это время. Первая в жизни роль - немой девушки - стала решающей для знаменитой сегодня Нины УСАТОВОЙ. Снимался в фильме и Юрий КУЗНЕЦОВ, у которого до этого фильма были только роли в театре… 

Записала Маргарита ЗАХАРОВА 

Читайте также