СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО ОТВЕЧАЕТ

СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО ОТВЕЧАЕТ
1668
СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО ОТВЕЧАЕТ

Свой диалог с журналистами Сергей Никоненко начал по-деловому напористо, сразу предупредив, что на этот момент (а пресс-конференция проходила 23 марта) он исполняет обязанности генерального директора Управляющей компании по ЖКХ всего четыре дня. Поэтому на вопросы о состоянии котельных, тепловых сетей и внутренних коммуникаций жилого фонда он будет отвечать сразу, но некоторые темы оставит для следующих встреч, которые будут регулярными. 

Видео: Сергей Никоненко отвечает

– Двери моего кабинета всегда открыты для журналистов, и у вас еще будет время задать вопросы и получить на них исчерпывающие ответы. Многие знают, что я проработал практически три года, а если быть точным, с 13 мая 2013 в компании Выборгтеплоэнерго. И за эти три года многие вопросы теплоснабжения и эксплуатации внутренних тепловых сетей мы с Управляющей компанией решали достаточно успешно. Стоит хотя бы упомянуть ввод в эксплуатацию порядка 250 ИТП, индивидуальных тепловых пунктов, об этом мы еще поговорим сегодня. Так что опыт совместной работы у нас есть. 

Однако – Сергей Владимирович взял со стола листы бумаги, – мне хотелось  бы начать наш разговор не с этого. За четыре рабочих дня  я уже получил пять приглашений в прокуратуру. И это та самая обстановка, в которой нам сегодня приходится работать. Однако – здесь в голосе Сергея Владимировича появилась надежда, – я убежден, что мы этот период достаточно быстро преодолеем, ответим на все вопросы соответствующих организаций и начнем планомерную работу. 

«Как вас теперь называть?»

Завершив, таким образом, некоторую преамбулу, Сергей Никоненко  пригласил  журналистов к диалогу. Естественно, первый вопрос – о его сегодняшнем статусе в Управляющей компании по ЖКХ.

– Сейчас я исполняю обязанности генерального директора этого предприятия, а в Выборгтеплоэнерго  нахожусь в отпуске. 

 Однако журналистов живо интересовали долгосрочные перспективы Сергея Никоненко: 

– Какие кадровые решения в дальнейшем примут учредители Выборгтеплоэнерго  и учредители Управляющей компании, я пока не знаю, и мы не будем сегодня говорить о каких-либо перестановках. Илья Александрович Дашков пришел в Управляющую компанию на полгода раньше меня, в конце 2012 года, и когда я уже начал работать в Выборгтеплоэнерго, задолженность Управляющей компании была порядка полутора миллиардов рублей, а долг перед Выборгтеплоэнерго составил почти пятьсот миллионов. А на сегодняшний момент долги Управляющей компании сократились на 300 миллионов, перед Выборгтеплоэнерго – почти на ту же сумму. Кстати, во многом именно эти средства позволили компании Выборгтеплоэнерго  оказаться в пятерке лучших в стране в своем сегменте производителей тепловой энергии и практически выполнить полностью инвестиционную программу. Было заново переложено более 65% сетей, модернизированы существующие и введены в строй новые котельные.

К сожалению, конечный потребитель не ощутил в должной мере на себе всей этой огромной работы. Он должен был получить на выходе хороший качественный продукт – тепло в квартирах, –  здесь Сергей Владимирович сделал паузу, подбирая терминологию. – Внутренние системы теплоснабжения, с которыми и имеют дело жильцы, находятся сегодня… в ненормальном состоянии.

Понимая ситуацию, мы по своей инициативе совместно с Управляющей компанией за два с половиной года смогли полностью запустить порядка 250 индивидуальных тепловых пункта, с разделением отопления и горячего водоснабжения, оснащенных узлами учета. И уже сейчас в Выборге есть примеры того, как правильно смонтированные и настроенные ИТП дают существенную экономию на отоплении. После запуска этой системы отпуск тепловой энергии Выборгтеплоэнерго сократился на 33 тысячи гигакалорий, по сравнению с нормативом. И это несомненный плюс нашей совместной работы с Управляющей компанией! Может быть, для Выборгтеплоэнерго это и понижение доходности, но ведь рассматривать надо вопросы в комплексе, и снижение объемов подачи тепла должно было отразиться на счетах за отопление горожан, а для них-то мы и работаем… Но при этом, повторюсь, удручающее состояние внутридомовых сетей, огромные теплопотери в домах (а это открытые окна, негерметичные межпанельные швы и прочее домовое хозяйство)…

Выборг – город уникальный, ведь огромное количество обслуживаемых Управляющей компанией домов, – памятники архитектуры. Им по нескольку сотен лет. И содержать эти здания значительно сложнее, чем типичную застройку 40-х-60-х годов прошлого века, – подытожил перечень объективных трудностей Сергей Никоненко. – Жаль, что сосредоточив все усилия на создании и развитии одной из лучших в стране компаний – производителя тепла, были упущены из виду вопросы доставки его конечному потребителю с минимальными потерями.

Дела давно минувших дней…

Собравшихся живо интересовали вопросы, о которых за последний месяц вряд ли кто из жителей Выборга не говорил, – а именно: проблемы тарифного регулирования. Почему так получилось, что и жители, например, Приморска или поселка Гаврилово рассчитываются за тепло по одному с Выборгом тарифу? Не лучше ли вместо такой «уравниловки» рассчитать квитанции каждому по  фактическим затратам? Увидев такое неравенство, может быть, областное правительство предприняло бы более решительные меры по снижению себестоимости тепловой энергии там, где она составляет  шесть, а то и двенадцать тысяч рублей за гигакалорию – это при использовании дизельных или угольных котельных. В итоге получается, что жители Выборга дотируют периферийные поселки района, где себестоимость производства тепла в разы выше? 

Никоненко подчеркнул, что ключевое понятие в этом случае – межтарифная разница, которая тяжким бременем ложится на бюджет области. При расчете фактических затрат в городе Выборге, не учитывая поселки района эта межтарифная разница составит порядка двухсот миллионов, а с учетом всех населенных пунктов района возрастет до неподъемных четырехсот пятидесяти миллионов рублей. И это без учета социальных компенсаций малоимущим. Само главное здесь - это понимать, что такой объем средств получить из областного бюджета в сегодняшней ситуации нереально. Последние три года компенсация межтарифной разницы только сокращалась. – Это мое личное мнение, – уверенно заявил Сергей Владимирович.  Присутствующие не возражали.

Пути решения этой проблемы ясны – перевод районных котельных на газовое топливо. Почему это не было  сделано ранее, не была разработана соответствующая инвестиционная программа? Возможно, это упущение со стороны тех, кто принимал или не принимал соответствующие решения в то время. Но тогда, в  2007 году, ни Ильи Дашкова, ни Сергея Никоненко здесь не было. Теперь же, чтобы начать решать эту запущенную проблему, нужна инициатива с обеих сторон, и прежде всего Управляющей компании. Такие предложения будут уже в ближайшее время направлены в областное правительство. 

План уже есть

Все это, конечно, надо было делать раньше, но и сейчас  не поздно заниматься и энергосервисными контрактами, и масштабной газификацией района, то есть точечным субсидированием совместно с областью наиболее социально значимых, горячих моментов, уверен Сергей Никонеко.

Он  сообщил, что на днях была создана рабочая группа из представителей Выборгтеплоэнерго, Теплоэнергоинвеста, Управляющей компании, которой предстоит оперативно обследовать системы внутридомового теплоснабжения по тем тридцати восьми адресам, где зафиксировано значительное превышение норматива оплаты за тепловую энергию. По всей видимости, корень зла кроется в негерметичных межпанельных швах, текущих, в отсутствии  изоляции внутренних систем отопления, и других прямых потерях тепловой энергии. 

По итогам этой работы  через неделю я планирую доложить примерную смету устранения выявленных нарушений вице-губернатору по ТЭК, чтобы уже в нынешний межотопительный период устранить проблему. Это пилотный проект, который мы будем реализовывать совместно с областными структурами. Кстати, примерная стоимость работ по одному только дому составляет 4-5 миллионов рублей. На каких условиях мы сможем привлечь эти средства, пока неясно, но в любом случае это совместное финансирование бюджета области и района. При этом надо понимать, что принцип работы энергосервисных компаний: они начинают получать прибыль только в том случае, когда происходит реальная экономия, т.е. счетчики показывают уменьшение потребления тепловой энергии. В районе таких компаний нет, но они есть в области. 

По остальным домам необходимо  установить и наладить систему ИТП, поставить тепловые счетчики – это программа на последующие примерно пять лет. 

Как ни странно, не все зависит от Управляющей компании. Сейчас будут составляться так называемые энергопаспорта домов. Здесь мы рассчитываем на тесную работу с советами домов, потому как если межпанельные швы мы можем сделать, то, например, плохо утепленные окна в квартирах – это забота самих жильцов. Не стоит забывать, что на них лежит ответственность за содержание приватизированного жилья.

Светлое будущее не за горами?

Создалось впечатление, что Сергей Никоненко слегка лукавил в начале разговора – не было ни одного вопроса, на который он не смог бы ответить. Вот и в конце разговора он обрадовал журналистов новостью,  предвосхитив вопрос о возможностях снижения тарифов на теплоснабжение:

– Хочется еще раз сказать про источники тепла. После моего прихода в Управляющую компанию в нынешнем году будут  построены три новые котельные – в Гаврилово (вместо старой дизельной котельной будет современная угольная), в Красной Долине и в  Приморске. Все это даст тридцатипроцентную экономию по себестоимости производства тепловой энергии, что несомненно скажется на тарифах Управляющей компании.

Я даю слово, и буду за это отвечать, что в новый отопительный сезон мы войдем с тремя новыми котельными. Мы умеем быстро и качественно строить такие объекты, и с моим приходом сюда этот процесс не затянется на несколько лет, как это было бы раньше.

Это мы сможем сделать сами, в рамках инвестиционной программы Управляющей компании. А совместно с областью  будем реализовывать такие проекты, как, например, в Песочном. Сейчас там в наследство от военных досталась старая паровая мазутная котельная, которая сейчас фактически греет воздух. Такой нагрузки, как раньше, там уже нет, потребление уменьшилось примерно в семь раз, а меньше «кушать» эти котлы не умеют, максимум что от них можно добиться – это уменьшить потребление процентов на сорок. Цена строительства новой газовой котельной необходимой мощности – порядка тридцати миллионов. Если область пойдет нам навстречу и решит проблему с землей Министерства обороны, на которой и расположена старая котельная, мы могли бы и ее запустить в этом году.

Знать в лицо

Много нареканий в  последнее время было на недоступность генерального директора Управляющей  компании. Сергей  Никоненко заверил собравшихся, что в компании теперь ведется прием по принципу – «Каждый четверг – с трех, и до последнего посетителя»:

Директора по направлению как принимали раньше посетителей, так и будут принимать, но теперь, если у кого-то есть проблема, с которой он хочет непосредственно обратиться к генеральному директору, то для этого  нет никаких препятствий.

Вместо заключения. Когда мы в последнее время СМИ то и дело сообщали о том, что Управляющую компанию лихорадит, ее штурмуют доблестные бойцы СОБРа, что в Выборгскую прокуратуру  очередь из желающих подать  жалоб на УК, трудно было представить, как в таких условиях можно нормаль работать. Пресс-конференция нового руководителя вселяет определенные надежды. Хочется верить, что в Управляющей компании появятся  настоящие профессионалы, ответственные за свое дело, думающие о  людях. Очень хочется верить…

Александр ВИТТ

 

Читайте также