“НАУЧАТ КАРКАТЬ ПО - ВОРОНЬИ…”

“НАУЧАТ КАРКАТЬ  ПО - ВОРОНЬИ…”
751
“НАУЧАТ КАРКАТЬ ПО - ВОРОНЬИ…”

Внутренние дела России конца XIX - начала XX вв. ассоциируются с политической нестабильностью, подъёмом революционной волны. В этом плане не была исключением и Выборгская губерния. В 1902 году вышел Всеподданнейший отчет о состоянии Выборгской губернии. Отдельная часть его посвящена революционной подоплеке и антиправительственным действиям финоязычного населения. 

В отчёте сообщалось, что финляндские агитаторы-сепаратисты всеми способами старались “возбуждать в народе сознание”, что меры, предпринимаемые русскими властями на пути к единению народов, являются актом незаконного произвола и насилия и “служат лишь ко вреду финского народа”. Такого рода настроения наблюдались среди преподавательского состава и студенчества в Гельсингфорском университете. Столь же деятельно распространялись многочисленные брошюры, листовки, в которых критиковались действия русского правительства. 

Существенную роль, как в жизни Выборга, так и Выборгской губернии, играл рост численности пролетариата. К 1902 году в губернии насчитывалось 157 061 представителей “безземельного элемента”, что составляло около 36% от общей массы населения. Представитель пролетариата получал в среднем около 3 финских марок в день. Владельцы фабрик и заводов  Великого княжества Финляндского не уделяли должного внимания вопросам повышения заработка и воскресного отдыха работников. На рубеже веков отношения между “фабрикантами” и рабочими были “довольно напряжёнными”. И всё  же отдельные представители фабрично-заводского руководства пытались действовать в интересах рабочих. В 1884 году фабрикантом В.Ф. Райтом был создан первый рабочий союз в Финляндии. Он ставил своей целью привлечение работодателей к решению вопросов  улучшения условий труда и быта рабочих. Благодаря рабочему союзу появились читальни, библиотеки, издавалась газета для рабочих. К 1902 году в Финляндии насчитывалось до 40 таких организаций. 

В 1899 году в Або (совр. Турку) прошел съезд представителей рабочих организаций, на котором присутствовали также лидеры скандинавской социал-демократической партии Гельмар Брантинг и Людвиг Мейер. Подобного рода мероприятие состоялось в 1901 году в Выборге. На нём было открыто заявлено о борьбе за “освобождение финляндского народа от экономического и политического гнёта”. В начале XX в. в Финляндии выходили газеты и брошюры социалистического толка. Достаточно вспомнить газету “Тюё” (“Труд”), которая печаталась в Выборге. 

Населением Финляндии был негативно воспринят устав о всеобщей воинской повинности, “наносивший удар по финским вольностям”. C 1901 года финские рекруты могли быть отправлены в любой край Российской империи. Согласно уставу, каждая община была обязана выбрать из своей среды по два добавочных члена в воинское присутствие и по два к ним кандидата. Однако финские агитаторы старались убедить общины в том, что данный устав не имеет законной силы и финских “национальных” войск более не существует. Соответственно, нет смысла в образовании воинских присутствий. Общины, которые не предоставили своих представителей на призывные пункты, были наказаны штрафом в размере от 2 до 10 тысяч финских марок. 7 января 1902 года в Выборгском городском театре демонстрировалась пьеса “Глиняная кукушка”, в которой распевались куплеты антивоенного и антиправительственного содержания. Актёры на финском языке высказывали недовольство тем, что “теперь их разгонят по захолустьям России, станут кормить кислой капустой, научат каркать по-вороньи”. Надо сказать, что подобного рода агитация проходила также путем публикации статей ряда авторов, в числе которых был Густав Маннергейм. 

Местечковые заправилы делали всё, чтобы противиться новому введению. Так, например, на пасхальной неделе 1902 года владелец Вильманстрандской катушечной фабрики Стандершельд выдал восьми студентам 8 тысяч финских марок и оплату расходов на поездку по соседним округам с тем, чтобы они агитировали местное население не являться на призывные пункты. 19 апреля 1902 года в д. Яскис начался призыв новобранцев из близлежаших приходов.  Здесь зачинщиком беспорядков стал управляющий гостиницей Уно Серениус. Он, совместно с аптекарем Шелем и доктором Ловесином, устроил новобранцам пирушку: “угощали их коньяком, пивом, папиросами, уговаривали на призыв не являться”. Когда  всё  же новобранцы пришли на призывной пункт, туда прибыл Серениус и принялся выталкивать их вон. Наиболее активная систематическая агитация проходила в Сердоболе. 19 мая 1902 года перед началом призыва прошло тайное собрание всех призывников под руководством студента Александровского университета Пёкка Йормакка, где раздавались листовки с агитационным текстом. 

Выборг также затронула волна беспорядков. В день призыва английский вице-консул Вольф и бизнесмен Лаллука раздавали призывникам по 10 марок с обязательством не являться на присутствие. Позже состоялся суд над уклонистами и зачинщиками беспорядков. 

В июле 1902 года в Выборге был задержан маляр Мустелинг за распространение запрещённой картины “Прощание”.

Результатом агитации против введения всеобщей воинской повинности явилась неутешительная  картина призыва. В 1902 году на призывные пункты явилась только половина рекрутов из общин Шуйстамо, Мола, Хейниёки, Кивинеб, Саанлахти, Йоханес и Сальми. Из 4 129 призывников в Выборгской губернии на пункты явилось лишь 2 674. Уклонилось 1 455 человек. 

Помимо официально зарегистрированных газет выходили подпольные, которые выражали открытые сепаратистские настроения. Например, в газете “Fria Ordu Censurfria” в статье под названием “Русская оппозиция и будущность Финляндии” от 12 сентября 1902 г. сообщалось: “Так как поляки, малороссы, евреи и кавказцы не обладают способностью собирать вокруг себя остальные племена, то наше финляндское содействие может стать, и без сомнения станет большою ценностью для русской оппозиции”. Не случайно Великое княжество Финляндское являлось излюбленным местом обитания русских революционеров.

Читайте также