КРЫМСКАЯ ВОЙНА НА БЕРЕГАХ БАЛТИКИ

КРЫМСКАЯ ВОЙНА  НА БЕРЕГАХ БАЛТИКИ
1217
КРЫМСКАЯ ВОЙНА НА БЕРЕГАХ БАЛТИКИ

В витринном пространстве абонемента библиотеки Алвара Аалто открыта выставка Ленинградского областного государственного архива в Выборге (ЛОГАВ), посвящённая Крымской войне. Казалось бы - какое отношение имеет Выборг к новому региону России, с которым и ассоциируется сама Крымская война? Оказывается, самое прямое, весьма важное и стратегическое. И документы, представленные на выставке, отражают не просто ход военных действий, но внутреннюю жизнь Финляндской губернии. 

– Мы приурочили выставку к зональному научно-методическому Совету архивистов Северо-запада. Работа над подбором экспонатов продолжалась с начала  года, – рассказывает директор ЛОГАВ Светлана КРАСНОЦВЕТОВА.

Балтика была в этой войне вторым по важности театром военных действий. В 1854 году, после объявления войны России, Англия и Франция ввели в акваторию самый крупный в то время флот, состоявший исключительно из судов с паровыми двигателями. Позже к нему присоединились и парусные суда. В архиве имеются документальные свидетельства подготовки к встрече неприятеля на финляндском побережье, о гражданской жизни в военное время, об итогах и последствиях этой войны, сообщила, открывая выставку, главный хранитель фондов Юлия КРИПАТОВА:

Основу выставки составили донесения, доклады, предписания, адресованные Выборгскому губернатору, а также коменданту Выборгской крепости. Конечно, это благодатный материал для историков. Но нельзя поведать историю войны, не рассказав о людях. Например, здесь представлено донесение о самостоятельном возвращении солдата, которого объявили в розыск, и направлении его в военно-рабочую роту каменоломни. 

Интересны документы, связанные с обороной Транзундского пролива  к Выборгу. Дело в том, что с вхождением англо-французской эскадры в Балтийское море возникала реальная угроза столице Российской империи – Санкт-Петербургу. Поэтому нельзя было допустить, чтобы неприятель захватил Выборг. В проливе устанавливали заграждения из кораблей. Закупались суда у частных владельцев, в них делались пробоины, которые до времени закрывались пробками, суда нагружали камнями и выводили в пролив для установки на месте, в котором предполагалось их затопить. При появлении неприятеля в Транзунде передавалась команда о затоплении, пробки вынимались, и путь для вражеских кораблей оказывался закрыт. В архиве хранится список таких кораблей с оценочной ведомостью, которую казна выплатила купцам.

Общий враг сближает

Грабежи и нападения на местное население сблизили финляндских жителей с Россией. Свидетельством тому – сообщение губернатора Теслева о том, что гражданское население, «движимое преданностью монарху, желало разделить труды солдат и защищать часть берега, прилегающего к их жилищу». Из лучших охотников Выборгской губернии был создан снайперский батальон.

Война оказала угнетающее влияние и на торговлю. В одном из документов говорится, что как только неприятель выведет свои корабли из акватории, необходимо тот час же начинать торговлю, потому что в Ревеле закончились дрова. 

Английское министерство в самом начале объявило, что торговля и выгоды частных людей будут, насколько возможно, пощажены войной, что все ядра и все бомбы будут исключительно направлены против русского правительства с единственной целью разгромить его крепости, арсеналы и прочее. Но это было только на бумаге, на деле не щадили даже лодки бедных рыбаков. 

Имеется на выставке и список военнопленных англичан, захваченных русскими в битве при Гамле-Карлебю. Они следовали этапом через Выборг в Рязань, но в дороге двое серьезно заболели и были отправлены в выборгский госпиталь, где один скончался, а другого выходили.

Патриотизм и желание помочь стране в годы лихолетья иллюстрирует бумага от некоего финляндского землевладельца, коллежского секретаря Сидорова, который пишет о своём изобретении специальной жидкости, поглощающей запахи (подобие современных  освежителей воздуха) в госпиталях и отхожих местах, и о том, что уже 50 вёдер этой жидкости направлено в Крым. 

Архивисты – творческие люди

Оживили монохромную экспозицию маленькие пластилиновые фигурки солдат разных армий и чинов, модельки судов. Все они изготовлены архивистом ЛОГАВ Дмитрием КУЗЬМЕНКО.

– Дмитрий давно увлекается созданием миниатюр. У меня в кабинете есть его копия архивной мыши с карандашом на плече, той, что стоит у Национального архива Финляндии.

Наши документальные выставки неспециалистами воспринимаются тяжело, поэтому возникла идея их украсить и оживить, – отмечает Светлана Красноцветова. 

Неожиданное открытие

При работе над созданием экспозиции в одном из дел архивистами была обнаружена настоящая медаль «В память войны 1853-1856 гг.», и даже удалось восстановить краткую биографию награждённого:

– Владельцем её был крестьянин, уроженец Сердобольской губернии Василий Суракка-Брун. Он был награждён за участие в боевых действиях и завещал своё имущество церкви, прихожанином которой являлся. Судя по изношенной ленточке, Василий очень ею дорожил и никогда с ней не расставался, – уточняет Юлия Крипатова. 

Глубоким и подробным изучением этого периода истории Финляндского побережья занимался русский генерал, военный юрист, историк Финляндии Михаил Михайлович  Бородкин. Его труд «Война на финском побережье 1854-55 гг.», созданный в  начале XX века, уже тоже может считаться единицей хранения и находится в библиотеке архива.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также