ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. СТОБЕУС

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. СТОБЕУС
1724
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. СТОБЕУС

Зимой 1993 г. Выборгский замок в очередной раз стал съемочной площадкой. Режиссер Алексей Балабанов для экранизации неоконченного романа Франца Кафки «Замок» выбрал ближайшую к Петербургу средневековую натуру. Никто не мог и подумать, что в истории Выборгского замка был свой землемер К., отчасти повторивший судьбу литературного персонажа.

Лоренц Кристофер Стобеус родился 9 мая 1676 г. в Лунде. Его отец, Андреас Стобеус, был известным поэтом и профессором Лундского университета. В этот же университет поступил и Лоренц Кристофер. Он изучал теологию, философию, математику, химию и латынь. В 1696 г. Лоренц Кристофер выдержал экзамен на должность землемера, что открывало перед ним широкие перспективы. В последней четверти XVII в. в Швеции были проведены масштабные налоговые и военные реформы. Отныне от кадастрового учета земель зависел размер собираемых с жителей страны налогов, а также сбор рекрутов в королевскую армию. Поэтому в то время в Шведском королевстве землемеры были весьма востребованы. Профессиональный путь Сто-беуса начался в военной комиссии родной провинции Сконе. Амбициозный молодой человек пробовал устроиться на работу в межевые учреждения Бремена, а в итоге он получил должность инженера в королевской землемерной конторе. Накопленные в университете знания помогли молодому Стобеусу выработать метод измерения земли без использования инструментов. Однако инновация не вызвала отклика у начальства, напротив, начальник конторы Трансшельд сделал Стобеусу выговор.

За время работы землемером Лоренц Кристофер заслужил в военном ведомстве репутацию талантливого картографа и в 1699 г. получил назначение в фортификационную контору, а также чин лейтенанта. В самом начале своей военной карьеры Стобеус отправился под руководством  начальника королевской фортификации К.М. Стюарта в инспекционную поездку по финляндским и прибалтийским крепостям. В первые годы Северной войны Стобеус принимал участие в строительстве крепости Ваксхольм, запиравшей морской проход к столице Швеции. В 1702 г. капитан от фортификации Л.К. Стобеус по поручению Эрика Дальберга был направлен в Выборг для руководства работами по перестройке крепости. После взятия русскими шведских крепостей в Ингерманландии, Выборг вновь стал приграничным форпостом, укрепления которого уже не могли выдержать новый натиск русской армии.

По приезде в Выборг Стобеус возглавил штат местной фортификационной команды. Уже зимой 1703 г. вместе со своими помощниками он проводил замеры выборгских укреплений и составлял планы и чертежи. Под руководством Стобеуса выборгские инженеры выполнили точную карту Выборга и его крепостных сооружений. Для высокопоставленной стокгольмской комиссии на многочисленных акварельных планшетах были запечатлены мельчайшие детали замка, а также городских стен, башен и валов. Благодаря этим документам современные историки могут воссоздать не только облик выборгской крепости времен Северной войны, но и получить представление о средневековой городской стене. Выполненные триста лет назад карты и чертежи Стобеуса вызывают восхищение и сегодня.

Столь масштабную работу Стобеус со своими подчиненными провел для того, чтобы столичные чиновники могли наглядно убедиться в том катастрофическом положении, в котором находилась Выборгская крепость, а, по сути, оборона всей восточной Финляндии. 

Стобеус предложил своему руководству план реконструкции крепости, с применением самых современных приемов фортификационной науки. В этом плане большое внимание уделялось городским валам и бастионам, в то время как замку досталась второстепенная роль. Стобеус предложил оборудовать валы деревянными настилами для пушек и прорезать амбразуры в брустверах. Начальник выборгской фортификации даже предлагал срыть часть Кузнечного двора, чтобы расширить нижний двор замка, но, к счастью, эта идея осталась только на бумаге. Чтобы противник не смог на лодках подойти к замковому острову, Стобеус предлагал забить в дно залива вокруг замка два ряда деревянных свай. А для того, чтобы окончательно обезопасить замок, фортификатор предложил построить на мысу Сиканиеми бастионную крепость − кронверк. Как мы знаем, такую же идею вынашивал и Петр I; русские военные инженеры и осуществили ее, но только через сорок лет после взятия Выборга.

Опытный землемер Стобеус оказался и талантливым фортификатором. Главный военный начальник Выборга − генерал-лейтенант барон Георг фон Майдель – отзывался о Стобеусе как о весьма толковом теоретике, но неопытном руководителе. Крепостные работы продвигались крайне медленно из-за конфликта молодого начальника фортификации с командующим армией. В своих письмах в Стокгольм генерал Майдель жаловался, что воплощение разработанного Стобеусом плана займет слишком много времени и средств. По мнению генерала, нужно было восстановить обветшавшие укрепления и построить так называемые быстрые верки. Более того, генерал неоднократно отказывался предоставлять солдат для строительных работ. Со временем Г. Майдель получил от командования приказ направлять подчиненных ему солдат на строительные работы, если они проводились в том же квартале, где эти солдаты проживали. Случалось так, что генерал отменял распоряжения Стобеуса, заставляя перестраивать уже возведенные укрепления и даже сносить их. 

Переломным моментом в карьере Стобеуса стала осада Выборга в 1706 г. Только тогда шведское командование осознало, что нового приступа город может не выдержать. После снятия осады генерал-губернатор Выборгского лена Георг Любекер вступил в открытый конфликт с Майделем. Любекер заступался за Стобеуса, считая его «бравым малым». Некоторые историки склонны считать, что Любекер стремился всеми путями получить пост командующего финляндской армией, что и произошло в марте 1707 г. Вступив в новую должность, генерал Любекер в нарушение правил повысил Стобеуса в чине до генерал-квартирмейстер-лейтенанта. Более того, в этом же году Лоренц Кристофер получил дворянство, взяв себе новую фамилию Стобе. Вероятно, к этому же времени относится дошедший до наших дней автопортрет Стобеуса. Поворотный в судьбе начальника фортификации год стал переломным моментом и в реконструкции выборгских укреплений. В распоряжении инженерной команды оказалась огромная по тем временам сумма в 26000 далеров серебром, а также более двух тысяч солдат. Вплоть до весны 1710 г. работы на укреплениях велись днем и ночью. 

В последней для шведского гарнизона осаде Выборга нашему герою выпала непростая роль. Вечером 9 июня 1710 г. на Стобеуса пал жребий выйти в русский лагерь парламентером для ведения переговоров о сдаче крепости противнику. Но, вопреки обещанию, шведский гарнизон Выборга был арестован. Уже в Петербурге на шведского офицера обратил внимание Петр I и использовал его «при создании роскошных садов и других подобных гражданских работах». Царь даже предложил пленнику должность генерал-майора русской армии. Однако Стобеус отказался от предложения, оставшись верным присяге, за что и был сослан в Архангельск. В 1715 г. нашему герою удалось совершить дерзкий побег. В шведской истории это знаменитое событие обросло фантастическими подробностями. Согласно распространенному преданию, в Архангельске пленные шведские офицеры украли у русского гувернера ручного медведя, напоили его пивом и водкой, а затем убили и положили в кровать под видом тела Стобеуса. Пока соучастники побега хоронили медведя с почестями, переодетый в коробейника офицер направлялся в Петербург. Оттуда наш герой под видом кормилицы ребенка шведского прапорщика смог отбыть на родину. Карьера Стобеуса после возвращения в Швецию складывалась как нельзя лучше. Так, в 1739 г. он дослужился до чина генерал-квартирмейстера на посту директора королевской фортификации, стал членом Академии наук. Через два года он занял пост генерал-губернатора Гетеборга и провинции Бохус. Умер Лоренц Кристофер Стобеус 31 мая 1756 г. и был похоронен в церкви Роде в окрестностях Лидчепинга, где и по сей день на стене висит его рыцарский герб. Имя нашего героя увековечено в названиях улиц в Гетеборге и Лидчепинге. Не так давно в библиотеке Лундского университета, где я работал с архивными документами, мне посчастливилось познакомиться с хранителем архива Делагарди – далеким потомком Лоренца Кристофера Стобеуса…

Алексей МЕЛЬНОВ, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника

Читайте также