МОНРЕПО ОТ А ДО Я

Китай

Создатели парка Монрепо задумывали его как место, где можно всего за несколько часов совершить путешествие по миру. От беседок, стилизованных под сооружения древнего Востока, мимо античных храмов, “средневекового замка”, Хижины туземцев Таити и Турецкого шатра посетитель Монрепо проходил не просто через сад - он следовал через века человеческой цивилизации и тысячи километров.

Монрепо, как и многие другие ландшафтные парки конца XVIII в., - это модель мира во всем его разнообразии. Тяга к экзотике, стремление удивить становятся в эти годы главной тенденцией развития садового стиля, постепенно вытесняя спокойную и немного скучную назидательность, царившую в парках середины столетия.

Во всей пестроте и многостилье садовых затей все же было одно главное направление, без которого представить себе парк эпохи Просвещения невозможно. Это - китайский стиль, “китайщина”, “шинуазри”, увлечение которым отразилось и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве, и даже в истории костюма. Причиной столь массового помешательства европейцев на искусстве Китая стало распространение китайского фарфора, легко потеснившего медную и серебряную посуду в силу своей легкости, красоты и гигиеничности. Китайские росписи по фарфору, китайская церемония чаепития, китайские фонарики и зонты от солнца - все это было прочно усвоено галантной Европой, насытившейся античными образами и формами.

В садово-парковом искусстве “китайщина” прижилась настолько, что ландшафтные парки стали повсеместно именовать “англо-китайскими”. Считалось, что сады древнего Китая - такая же противоположность регулярным паркам с их ровными дорожками и симметрично расположенными клумбами, как европейский пейзажный парк. Удивительно, что при этом европейские ландшафтные “стилизации на китайскую тему” вовсе не были точным воспроизведением настоящих китайских садов. Из крупных английских паркостроителей лишь один - Уильям Чемберс - побывал в Китае и по своему опыту знал, как они выглядят. Чемберс даже не пытался создать копию китайского сада в Англии. Эта задача была бы не по силам даже самому гениальному садовнику и самому богатому землевладельцу. Но он привнес в европейский сад элементы подлинного Востока, и построенная им китайская пагода в ботаническом парке Кью под Лондоном стала образцом для многих и многих архитекторов и садовых мастеров. “Воображаемый Китай” начал свое победное шествие по европейским паркам, перекраивая их ландшафт и наполняя их ароматом экзотики и дальних странствий.

В российских парках первые постройки в китайском стиле появляются в 1760-е гг. Китайский дворец в Ораниенбауме, Китайская деревня в Царском Селе, китайские мосты и мостики, Скрипучая беседка… Императрица Екатерина II хотела даже выписать в Россию настоящего китайского архитектора, но подыскать подходящего мастера не удалось и “китайскую тему” продолжали воплощать архитекторы-европейцы: А. Ринальди, Ч. Камерон, Ю. Фельтен. Трудно сказать определенно, что послужило образцом для Л.Г. Николаи - хорошо знакомые ему резиденции под Петербургом или китайские павильоны Германии и Англии. В любом случае, китайская тема в Монрепо была представлена разнообразно и необычно. Ландшафт Монрепо, с его “дикими” скалами и тихими бухтами, подходил для этой темы идеально. Собственно, с “китайщины” когда-то начиналось знакомство с парком. Справа от ворот, на огромном валуне, некогда стоял деревянный Китайский зонт, под которым можно было отдыхать в жаркую погоду и осматривать с высоты окрестности парка. Этот зонт был сооружен в 1798 г. по проекту, присланному из Англии Паулем Николаи. Строительство не заняло много времени, и новый павильон Монрепо стал для Людвига Генриха Николаи сюрпризом. “Уже при въезде меня приятно поразил твой китайский шампиньон на большом камне”, - писал Л.Г. Николаи Паулю.

В восточной части парка стилизованный Китай играл главенствующую роль. На высоком холме была выстроена двухъярусная деревянная беседка, напоминающая пагоду. В честь императрицы Марии Фёдоровны беседка получила название Мариентурм: “башня Марии”. Украшенный геометрическим орнаментом, легкий, разноцветный, с летящим драконом на тонком шпиле, павильон Мариентурм выглядел нарядно и …немного странно среди сосен и гранита Монрепо. Вероятно, именно такой и должна быть “игра в Китай”. У подножия холма, где стараниями садовников были вырыты пруды, к прибрежным островам вели два легких мостика, напоминающих раскрытый веер. В наши дни китайские мостики выкрашены в белый цвет, но первоначально они тоже были цветными, как и Мариентурм.

Каждый, кто любит и знает Монрепо, вспомнит и Чайную беседку в центральной части парка. Чайной беседка называется, конечно же, не потому, что она предназначалась для семейных чаепитий. Это еще одно напоминание о Китае, еще одна маленькая стилизованная пагода. К сожалению, в современном облике восстановленной Чайной беседки восточные черты уже почти не угадываются.

И, наконец, самая загадочная часть парка Монрепо, которая так и называлась - Китай. История сохранила для нас только название поляны к югу от источника Нарцисс, за скальной грядой. Какие здесь были сооружения при Людвиге Генрихе Николаи, да и были ли они, - мы пока не знаем…

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также