«ВЫБОРГ РАСТВОРИЛСЯ ВО МНЕ, А Я В НЕМ»...

«ВЫБОРГ РАСТВОРИЛСЯ ВО МНЕ, А Я В НЕМ»...
658
«ВЫБОРГ РАСТВОРИЛСЯ ВО МНЕ, А Я В НЕМ»...

Практически всегда, когда пишу о выборжцах, на ум приходит: «Славные люди живут на земле выборгской». Кто-то из них всю жизнь учил выборгских детей, кто-то многие годы производил детские коляски, кто-то стоял у истоков выборгских предприятий. Но всех объединяет одно — практически каждый может рассказать о Выборге свою историю. И, слушая эти рассказы, испытываешь гордость, ведь мы с рассказчиком из одного города, а его история суть и моя история тоже…

Нина РУБЦОВА родилась в Выборге ровно 70 лет назад. Здесь она училась, работала несколько лет в детских яслях, что были на Московском, 10 и 35 лет в санатории на станции Лебедевка. По профессии Нина Ивановна медсестра. У нее трое детей и уже пятеро внуков.

– Первыми из нашей семьи приехали в Выборг в 1940 году мои дедушка и бабушка, Иван Иванович и Елизавета Михайловна. Приехав в Выборг, они были вынуждены сами искать и выбирать себе жилище. Обойдя город, они заняли одну из квартир в «генеральском доме» – их привлек большой и теплый камин. Правда, потом они вынуждены были переехать на улицу Некрасова. А мои родители поселились на Ленина, 20 (в доме в те годы была медная крыша). Внизу были Дом культуры и кинотеатр «Пограничник», который потом переименовали в «Мир». Мама работала в этом учреждении на трех должностях: контролером, уборщицей, билетером. Я родилась в 1947 году и первые мои четкие воспоминания относятся к началу пятидесятого года. Но о чем можно рассказать из того периода? С большей яркостью и радостью я вспоминаю годы, когда мы могли уже самостоятельно проводить время. Основные наши игры и забавы проходили в парке Ленина. Играли в казаки-разбойники, прятки. Причем, потаенные места мы выбирали себе в разрушенной библиотеке и кафедральном соборе. Однажды кто-то запер нас в подвале библиотеки и, просидев там почти до ночи, мы стали громко кричать. В это время родители нас уже искали. Но на крик пришли не они, а прохожие, которые гуляли в парке. По вечерам гуляющих была тьма-тьмущая, и двигались они от Красной площади до рынка и обратно, а на осветительных столбах висели громкоговорители, и через них передавались радиопрограммы. Красная площадь в пятидесятые также выглядела иначе. Она была как-то по-особому красиво вымощена. Потом брусчатку сняли и положили камень, который мы видим сейчас. 

Жили мы в коммунальной квартире. Сейчас это звучит странно, но у нас не было замков. Ни на дверях в комнаты, ни на входной двери. С нами в квартире, в маленькой комнатке, жила семья милиционера. Однажды ночью что-то произошло, и его сослуживцы пришли, чтобы вызвать соседа на службу. Они не знали, где именно он живет, и ходили по всем комнатам, светя фонарем в лицо каждому, пока не добрались до его маленькой комнатки...

Город после войны восстанавливался не быстро, но социальные и культурные учреждения работали исправно. В ДК шли концерты, спектакли, кино. Работала прекрасная баня (та, которая около блинной). К ней всегда в банный день выстраивалась длинная очередь. Мы, дети, прибегали рано и занимали очередь для своих семей. А пока очередь двигалась, бегали в парке. Тогда билет в баню стоил 15 копеек. Кстати, вода подавалась из источника, который был недалеко, в парке. На трамвае за 3 копейки можно было доехать до «барахолки», которая была напротив стадиона «Авангард», там, где сейчас зимой заливают каток. 

Наши знакомые жили в двухэтажном доме на Леншоссе, около ЗАГСА. Этот дом и сейчас стоит, но в те годы часть сквера была огорожена забором и за этим забором наши знакомые держали свиней и кур, возделывали небольшой огород.

Летом на каникулах мы ездили к родственникам под Каменногорск. Они жили на оставшемся от финнов хуторе. Как-то раз, когда мы играли во дворе, из леса вышел мужчина и направился к нам. Он спросил, есть ли кто взрослый в доме. Мы сказали, что есть, и он пошел в дом. Через какое-то время он вышел, попрощался с нами и ушел обратно в лес. Когда мы спросили у взрослых, кто это был, нам сказали, что этот человек из Финляндии, и что это был его хутор. Придя в дом, бывший хозяин спросил, не перекладывалась ли печь. Услышав отрицательный ответ, он достал маленький молоточек и стал им стучать по разным местам печи. Услышав нужный звук, он вытащил один кирпич и, сунув руку в отверстие, извлек оттуда небольшой мешочек. Затем поставил кирпич на место, а на стол положил брошь, которую достал из мешка, кивнул и ушел. Так нам, детям, потом рассказывали.

Окончив школу, я поступила в выборгское медицинское училище. Студентами мы не только учились и ходили на танцы в Клуб моряков и ДК, но и работали на очистке и восстановлении города: разбирали завалы, вывозили мусор. В те годы город был очень чистый. 

«Не было ли у вас мысли переехать жить в другой город»? – спросили меня накануне юбилея. Я, ни секунды не думая, ответила: нет. Я люблю этот город и стала его частью — он растворился во мне, а я в нем.

19 апреля у Нины Ивановны был юбилей. Родные и близкие поздравляют любимую маму и бабушку с Днём рождения! И, конечно, хотят сказать спасибо за всё то, что она делает, за её любовь и заботу. А также пожелать хорошего здоровья и активного долголетия! 

Дмитрий СЕМЕНОВ

Читайте также