ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. СВЯТОЙ ОЛАФ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. СВЯТОЙ ОЛАФ
2861
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. СВЯТОЙ ОЛАФ

Башню Святого Олафа справедливо называют самой заметной достопримечательностью и Выборгского замка, и нашего города в целом. Ее и впрямь видно едва ли не из любой части Старого города и окрестностей. Для жителей Выборга и сама башня, и ее название – нечто само собой разумеющееся. Однако за этой «очевидностью» стоит несколько важных сюжетов, о которых имеет смысл напомнить.

Донжон Выборгского замка, т.е. собственно башня, получил имя Святого Олафа сразу же, как только в 1293 г. шведы покорили местное карельское население и начали на острове строительство. Это обстоятельство первостепенной важности. Шведы, как мы знаем, появились на Карельском перешейке в ходе так называемого Третьего крестового похода. Целью походов было приращение Шведского королевства новыми территориями, закрепление на восточных берегах Балтики и – «обращение язычников». «Язычниками» для шведов были все те, кто не являлся западными христианами, то есть католиками. «Язычники»-карелы, как мы знаем, таковыми не являлись, поскольку еще в 1227 г. они были обращены в православие новгородским князем Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского, крестившим в карельских землях «мало не все люди». Сам же Александр Ярославич получил именование «Невский» после победы над шведским войском Ярла Биргера в 1240 г. в устье Невы, остановив, таким образом, продвижение шведов в сторону Ладожского озера и Новгорода.

Тут, как несложно увидеть, налицо конфликт и политический, и религиозный. И шведы, и русские притязали на одну и ту же территорию – Карельский перешеек, причем на стороне русских был и «конфессиональный аргумент»: карелы – православные, как и русские. Это для шведов карелы чужие, потому-то шведы их и покоряют. Оттого и наименование шведами замкового донжона башней Св. Олафа должно, вероятно, иметь какой-то вполне определенный смысл. Но какой? Не будем также забывать,  что имя Св. Олафа связано и с важнейшим церковным зданием средневекового Выборга. Не позднее  1403 г. главный католический храм города (с середины XVI в. он стал кафедральным собором) был освящен во имя Пресвятой Девы Марии и святого Олафа. В храме был особый алтарь святого Олафа и он просуществовал до периода Реформации, т.е. примерно до середины XVI в., когда и Выборг, и вся шведская Финляндия в целом становятся протестантскими.

Тут впору напомнить, кто же такой был Святой Олаф, чье имя и чья память так истово почитались в католическом Выборге. Олаф – не швед, как можно было бы предположить. Он – Олаф II (995–1030), король Норвегии в 1015–1028 гг. из династии Хорфагеров. (Заметим, что по-норвежски имя Олафа пишется «Olav», а в древнескандинавском языке – как «Óláfr».) Недолгая жизнь Олафа была насыщена яркими и значительными событиями. С ранних лет Олаф оказался вовлечен в борьбу за власть – на Британских островах. «Битву за Британию» вели между собой англосаксы и пришлые датчане (напомним, что в начале XI в. датчане господствовали во всей Северной Европе). Олаф был настоящим скандинавским конунгом – смелым и жестоким. Однако в 1113 г. в его жизни происходит перелом: в Нормандии, в Руане, он принимает христианство. Через два года, в 1115 г., он возвращается в Норвегию, где местная знать и свободные землевладельцы (так называемые бонды) провозгласили его королем. 

Вскоре Олафу-королю пришлось улаживать конфликт с соседней Швецией. Политические и территориальные интересы сторон сошлись в решении о браке между норвежским Олафом и Ингигердой, дочерью Олафа Шведского (короля Олафа Шётконунга). Однако супружеский союз заключен не был – и Ингигерда досталась в жены новгородскому князю Ярославу Владимировичу, сыну знаменитого Владимира «Красное Солнышко». Князь Ярослав – тот самый, которого все мы знаем как Ярослава Мудрого. В качестве своеобразной компенсации Олаф Норвежский получил в жены сводную сестру Ингигерды, Астрид. Союз Норвегии и Швеции был, таким образом, все же династически закреплен. 

Олаф II проводил жесткую и последовательную политику централизации Норвегии. Одним из главных инструментов этой политики было обращение в христианство местных жителей. Сохранились свидетельства о том, что и централизация, и связанная с ней христианизация проходили жестким образом. (Не забудем, что на дворе – XI век, представления о «просвещенной монархии» сильно отличались от тех, что господствовали в Европе, например, в XVII–XVIII вв.) В 1027 г. Олаф Норвежский вместе со шведским королем Анундом Якобом, сыном Олафа Шётконунга, напал на Данию, но потерпел неудачу. После этого он был вынужден искать укрытия в… Новгороде, у князя Ярослава и его жены Ингигерды. За время пребывания Олафа в Новгороде норвежский престол успел занять Кнуд II Великий, создатель настоящей североатлантической империи. В 1030 г. Олаф принимает решение вернуться в Норвегию и вернуть себе королевский трон. Летом 1030 г. в битве при Стикластадире (в центральной части страны) сошлись войско Олафа (в него входили союзные Олафу шведы) и войско тех самых норвежских бондов, которых Олаф когда-то подчинял своей власти. 

До сих пор нет ясности, когда произошла битва, 29 июля или 31 августа 1030 г. Наверняка известно лишь, что Олаф во время битвы был убит – и всего лишь через год, 3 августа 1031 г., норвежский епископ Гримкель «по решению всего народа» объявил, что «Олаф конунг – святой». После этого нетленные останки короля Олафа были перенесены в город Нидарос (нынешний Тронхейм) и захоронены в церкви Св. Клемента, которую основал в свое время сам Олаф. 

С этого момента и начинается широкое почитание Святого Олафа в Европе, и не только в Норвегии. Однако в 1054 г. прежде единая христианская церковь оказалась юридически разделенной на две части – православную (со «столицей» в Константинополе) и католическую, которую возглавлял Папа Римский. Св. Олаф оказался, таким образом, последним святым, прославленным в то время, когда христиане были едины. Сто с лишним лет спустя после смерти Св. Олафа, в 1153 г., норвежская церковь, тогда уже католическая, получит статус архиепископства, подконтрольного в большей степени не норвежскому королю, а римскому престолу. А в 1164 г. Папа Римский Александр III провел официальную процедуру канонизации Олафа. Св. Олаф стал католическим святым, почитаемым как небесный покровитель Норвегии. 

Вскоре почитание святого Олафа распространилось на земли Финляндии. В Або (Турку) в 1249 г. был основан конвент Св. Олафа, а в 1293 г. шведы начинают строительство Выборгского замка с возведения башни Св. Олафа.  В 1475 г. Выборгский наместник закладывает крепость Олавинлинна в Савонлинна. Из пяти известных средневековых печатях земель Финляндии на трех содержится изображение Св. Олафа. В Эстонии, в Ревеле (ныне Таллинн), в XIII в. был построен храм (разумеется, католический) Олевисте. Вообще же, храмы, посвященные Св. Олафу, весьма многочисленны – один из них был даже в Константинополе.

Однако если Св. Олаф был прославлен во времена единой христианской церкви, значит, он святой и для православной церкви? Официальной канонизации Св. Олафа в православии не было произведено ни в средневековье, ни после. И это при том, что в православной традиции существует почитание Олафа как «Святого благоверного Олафа II Харальдссона, короля Норвегии, крестителя и просветителя норвежцев». Можно сказать, что в православии считается достаточным прославление Олафа местным норвежским епископом в 1031 г., тогда как католики сочли необходимой и процедуру канонизации «сверху».

Каким образом все же Св. Олаф почитается в православии? Ни одного исторического православного храма в честь Св. Олафа до настоящего времени не сохранилось, хотя в наше время они уже появляются. Есть заслуживающие доверия сведения о том, что церковь св. Олафа существовала до XIV в. в Новгороде. Правда, она располагалась на т.н. Готском торговом дворе, то есть, наиболее вероятно, была построена купцами с острова Готланд, а не русскими. То же относится и к упоминаниям о церкви Св. Олафа в Старой Ладоге; наиболее вероятно, что ее строительство связано с варяжским происхождением ранних русских князей, а не с широким распространением культа Св. Олафа на Руси.

Как бы то ни было, святой Олаф – фигура важная в истории Норвегии, Швеции и Северной Руси. Для норвежцев и шведов он был королем, приведшим Норвегию под единую власть короля и христианской церкви. В Новгороде Олаф был и близким родственником княжеской семьи, и святым, творившим чудеса на новгородской земле (это отмечено в  житиях святого). Вопрос в том, почитали ли Св. Олафа православные карелы, жившие в окрестностях Выборгского замка в конце XIII в. Вероятнее всего – нет. Для них это было имя, с которым на землях, еще недавно карелам принадлежавших, шведские пришельцы настойчиво утверждали свою власть – и политическую, и религиозную, а не «делились» ею с местным населением. 

Однако, несмотря на все распри, большая часть которых осталась лишь в анналах истории, святой Олаф – не разъединитель, а наоборот: личность и имя, связывающее историю и верования живущих рядом народов.

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник

Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника

Читайте также