ВЗЯЛИ ДЕТИ С ПОЛКИ НИТКИ И ИГОЛКИ

ВЗЯЛИ ДЕТИ С ПОЛКИ  НИТКИ И ИГОЛКИ
610
ВЗЯЛИ ДЕТИ С ПОЛКИ НИТКИ И ИГОЛКИ

Каждый, кто был советским школьником наверняка помнит, как дежурил по классу, столовой, школе. Как правило, дежурные по классу обязаны были следить за чистотой доски, а после уроков подметали пол в своем кабинете. В столовой помогали накрывать столы и убирали посуду. А дежурные по школе были самыми главными – они на протяжении всего дня следили за порядком, за тем, чтобы никто не бегал, не мусорил и не кричал. Они же встречали учеников у входа, проверяя наличие сменной обуви, а мальчикам напоминали правила хорошего тона («Сними шапку, Сидоров!»). 

Сегодня законом об образовании в РФ трудовое воспитание школьников ограничено – без разрешения родителей ученика нельзя обязать вытереть доску или подобрать бумажки с полу. Но вот новый министр образования РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА решительно вознамерилась вменить в обязанности ученикам уборку классов и работу на пришкольных участках. В одном из своих интервью министр заявила: «Мы должны вернуть ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит одиннадцать лет».

А как обстоят дела в этом плане в выборгских школах и что там думают по поводу нововведений? 

Директор Гимназии № 11 Наталья МОИСЕЕВА: 

-  Трудовое воспитание входит в образовательную программу Гимназии, при поступлении к нам мы предлагаем родителям ознакомиться с ней и высказать свое мнение. После уроков технологии каждый ученик прибирает свое рабочее место. Мальчики на этих уроках занимаются слесарным делом, естественно, летит стружка, которую они должны смести. Девочки шьют или вышивают - тоже требуется уборка после работы.   

Директор школы № 10 Ольга ЛОБАНКОВА:

- Наша школа никогда не прекращала приучать детей к труду. Конечно, мы спрашиваем согласия родителей, которые подписывают соответствующий документ. У нас организовано дежурство по школе и столовой, проходят субботники на пришкольном участке и занятия на станции юных натуралистов. Все это – добровольно. Школьники не моют окна и не красят стены, но могут вымыть парты или полы. 

Дети из начальных классов вместе с родителями сажают деревья, 5-6 классы занимаются рассадой, которую позже высаживают возле школы. Ученики 7-8 классов летом в течение недели трудятся на пришкольном участке – по два часа в день. Девятиклассники помогают готовить школу к новому учебному году: раскладывают учебники, гладят занавески, моют полы, стены, спортивные маты. 

Труд никого не испортил: где, если не на уроках труда, девочки научатся готовить или шить, а мальчики – пилить и забивать гвозди? Беспокоит, что количество часов, отведенных на уроки технологии, сегодня сокращено. Моя мама вспоминает, что в ее школьные годы девочек учили шить и вышивать, а также работать с рубанком и стамеской наравне с мальчиками. Разве такое умение не пригодится в жизни? 

Дежурство с давних времен существует и в школе № 37: по классам и по школе. Причем, несут его как ученики, так и учителя. 

- Для дежурных день начинается с линейки, где происходит распределение фронта работ, - поясняет заместитель директора школы по воспитательной работе Юлия НОВИКОВА. – На переменах ребята  следят за порядком. В конце дня дети сдают свой пост дежурному учителю. Весной и осенью ребята участвуют в субботниках на пришкольной территории (обязательно с согласия родителей), а также ухаживают за пришкольным участком: перекапывают землю, высаживают рассаду и деревья.    

Директор школы № 37 Наталия ДАНИЛОВА:

- Физический труд в школьной программе - это работа в учебных мастерских, а общественно-полезный - уход за комнатными растениями, работа на пришкольной территории, помощь ветеранам.  В начальной школе учитель делит детей на группы, которые отвечают, к примеру, за чистоту парт, раздачу тетрадей или наглядного материала. С пятого класса начинается дежурство по школе. Надо сказать, что дежурные  – это наши главные помощники в плане поддержания порядка. 

Что касается наведения чистоты в школе, то я думаю так: с согласия родителей дети могут, например, поднять стулья на парты, подмести пол. Но мыть его должны уборщицы: у многих детей сегодня аллергия на химикаты, а в школе могут о ней не знать. 

Наши дети с удовольствием собирают макулатуру: мы устраиваем соревнования, награждаем победивший класс. В нынешнем году на вырученные средства приобрели снаряжение для туристического кружка. Многие наши ученики летом входят в состав трудового отряда района.  

По словам преподавателя технологии школы № 37 Людмилы КИСЛАКОВСКОЙ, нынешние ее воспитанники учатся не только что-то создавать своими руками, но и проектировать, работать в группе. Однако, как и прежде, девочки занимаются кулинарией и  рукоделием. Свои работы они представляют на различных выставках и конкурсах.  Тем не менее:

- Порой сталкиваюсь с тем, что не все девочки умеют даже пуговицу пришить… Учимся - шьем фартук, юбку, тунику. Из нового: в восьмом классе изучаем электротехнику: ток, окольцевание и сращивание проводов, бытовые электронагревательные приборы, современные лампы. Есть подраздел «Семейный бюджет»: девочки учатся рассчитать, сколько потребуется ткани на то или иное изделие, насколько полезна сшитая или вышитая вещь, имеет ли она покупательскую способность, сколько может стоить…  

Мальчики на уроках технологии знакомятся с различными инструментами, учатся забивать гвозди, шкурить дерево. Осваивают станки для обработки дерева, металла, пластика и даже сварочный аппарат. Как ни странно, они все еще мастерят табуретки и журнальные столики (моя бабушка вспоминает, что она на уроках труда училась выстругивать указку). 

Одна из родительниц, сын которой учится в седьмом классе, с легкой иронией заметила, что фартуки и юбки школьницы шили и 15, и 20, и 30 лет назад. Сегодня, конечно, вряд ли девушка будет носить сшитое собственноручно платье - может быть, пора как-то осовременить  программу уроков домоводства? В то же время согласилась с тем, что зашить рукав порванной сыном куртки она вполне сможет, этому научили ее когда-то в школе. Квасить капусту (это умение когда-то  осваивалось на уроках домоводства в пятом классе) моя собеседница отказывается, но кулинарные навыки приходят с опытом, когда стоишь у плиты и понимаешь, что ты хозяйка и тебе нужно накормить семью. Так же и мальчики - вряд ли в обычной жизни они будут мастерить табуретки или мусорные совки – все можно купить в магазине, но уметь держать в руках молоток и отвертку мужчина все-таки должен. Детей, конечно, нужно приучать к домашнему труду: они должны знать, как поклеить обои и сколько их необходимо на стандартную комнату, уметь поменять лампочку, повесить люстру, подобрать занавески которые бы сочетались с мебелью и т.д.       

А вот мнение по этому поводу директора СК «Фаворит» Михаила МАКАРОВА:

- Конечно, как и все мои сверстники, на уроках труда я мастерил совки и табуретки. Сегодняшняя моя профессия не связана с ручным трудом, поэтому навыки школьных уроков могут пригодиться только в быту, но построить дом или дачу я, конечно, не возьмусь: для этого есть профессионалы. Однако современных школьников, считаю, подразбаловали - мы в свое время и дежурили, и на субботники выходили. Вообще-то все начинается с семьи, родители прививают ответственность за свое рабочее место, комнату: заправить кровать, убрать за собой посуду, помыть ее и т.д. Уроки труда, как и уроки физкультуры, - это одно дело: занимаешься два-три часа в неделю в школе, где тебе дают основы предмета, и совсем другое, когда тренируешься в спортивной секции, где можно развиваться, совершенствоваться.     

А как думаете вы, дорогие читатели: наши выборгские мальчишки и девчонки сумеют гвоздь прибить, пол подмести? Хочется надеяться, что и обертку от шоколадки мимо урны не бросят: по школе дежурили - знают, каково это, поддерживать чистоту.  

Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также