ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ВОРОТА

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ВОРОТА
1648
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ВОРОТА

«В замок можно попасть по мосту, соединяющему главную часть города с пригородною. От середины этого моста вправо, если идти из города, сделана короткая насыпь под вековые стены замка в то место, где находятся вековые ворота». Вслед за корреспондентом «Олонецких губернских ведомостей», побывавшем в Выборгском замке сто с лишним лет назад, свернем и мы от  Крепостного моста к главным замковым воротам. 

В наши дни металлические створки ворот в проездной арке Комендантского дома радушно открыты для посетителей до самого вечера. Тем не менее, даже сейчас, проходя под этими сводами, невольно ощущаешь, что здесь начинается другой мир, далекий от суеты современного города. За проездной аркой глазам открывается оборонительная стена с зубцами, а за ней на холме возвышается донжон замка – башня святого Олафа. Именно в этом месте нагляднее всего предстает главное назначение замка – укрепленного жилища, твердыни, способной выдерживать осаду и приступ. 

Символическое значение ворот, открывающих путь к  иному, новому, известно с древних времен, когда в честь побед начали возводить триумфальные арки. Ворота замка или крепости – это и сочетание оборонительных функций, и демонстрация незыблемости крепостных стен, и устрашение неприятеля. Вспомним обитые трофейными шведскими кирасами ворота крепости Кексгольма – ныне Приозерск. Или Петровские ворота Петропавловской крепости, где пышный декор эпохи барокко символизирует славу русского оружия, а в стенах проездной арки еще сохраняется щель от опускной решетки – катаракты (ее еще называют «герса»). Неприступность и внушительность – вот главные черты замковых ворот. 

Выборгский замок расположен на маленьком скалистом острове, и естественная водная преграда заменяет собой почти обязательный для средневековых замков ров, отделяющий его от городских строений. Одетые камнем земляные валы и стены с башнями кажутся несокрушимыми. Но любой замок, сколько бы усилий и средств ни было потрачено на организацию его обороны, имеет свою уязвимую точку. И эта точка – ворота. Именно они нуждаются в особой защите, поэтому проход через них в средние века был чередой труднопреодолимых препятствий.

Как выглядели главные ворота Выборгского замка в первые годы после его основания? Ни описаний, ни изображений их до нас не дошло. Археологические исследования показали, что в стене, кольцом окружавшей главную башню, были ворота с фланкировавшей их башней. В XV в., когда наместник замка Карл Кнутссон Бунде приказал выстроить вдоль южного берега острова стену с башнями, через одну из них – Пожарную – был устроен проезд на остров. Крепостной мост к тому времени уже существовал, и к его середине примыкал второй мост, ведущий к надвратной боевой башне. Этот мост был подъемным, поэтому, чтобы подойти к воротам, неприятелю пришлось бы преодолеть водную преграду. В проливе, отделяющем замок от города, были вбиты сваи, к которым крепились деревянные защитные сооружения, препятствующие высадке неприятеля на остров. 

Ворота и мост Пожарной башни регулярно ремонтировались. Упоминания о ремонтах главных ворот в отчетах по Выборгскому замку встречаются не реже, чем раз в десять лет. В 1547 г. для усиления оборонительных позиций перед воротами было возведено деревянное заграждение. В 1580-х гг. башня перестроена, и в ней размещена караульня. В наши дни это помещение занимает музейный магазин. Окончательное оформление главный вход в замок получил в начале XVII в., когда все привратные оборонительные сооружения были объединены, и над ними были возведены жилые покои для наместника замка. Кажется странным, что самое роскошное здание Выборга того времени, резиденция правителя этих земель, размещено было прямо у входа на Замковый остров. Возможно, средневековые жилые покои в главном корпусе замка к тому времени казались уже устарелыми и недостаточно комфортабельными. Тогда как сравнительно небольшой дом над главными воротами был не только удобен, но и основательно укреплен. 

Главные замковые ворота не были единственными в замке. Переходы между тесными и плотно застроенными дворами замка, ходы, ведущие к веркам (укреплениям) и платформам в основании Замкового острова, причалы и мосты – все это снабжалось каменными или деревянными воротами. Еще с XIV в. в стене, огибавшей замковый холм, существовали южные и северные воротные устройства с каменными сводами. В замковых отчетах упоминаются  «ворота пивоваров» (1552), «нижние ворота» (1554), «ворота в стене около избы пекарей» (1560), «ворота против кухни» (1560), «новые ворота» (1568), «малые ворота» (1572), «ворота через старую кузницу на укреплениях» (1604) и другие. За один только 1597 г. в замке было отремонтировано восемь ворот. Некоторые ворота были устроены внутри помещений. Вероятно, они защищали переходы и галереи между отдельными корпусами замка. Даже «под королевскими покоями» замка были свои ворота. 

Особой же заботы требовали ворота, защищавшие пути сообщения замка и города. Известно, что помимо Крепостного моста в разное время было по крайней мере три других способа связи замка с Выборгом. В узкой части пролива в XV в. была устроена дамба между платформой замка и Монашескими воротами городской стены, а в  XVII в. существовал ход «между губернаторским домом и воротами Рингпортен», расположенными у начала Крепостного моста. 

Еще один мост связывал Замковый островом с островом Твердыш, где располагались пастбища и сенокосы, принадлежавшие хозяевам замка. С этой стороны на Замковом острове были построены ворота, караульня и еще один подъемный мост. Неоднократно ремонтировавшийся, а иногда полностью уничтожавшийся, этот мост, тем не менее, периодически восстанавливался вплоть до начала XIX в.

Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника

Читайте также