ЧАРЛЬЗ ХИТКОТ ТЭЙТЭМ

ЧАРЛЬЗ ХИТКОТ ТЭЙТЭМ
1287
ЧАРЛЬЗ ХИТКОТ ТЭЙТЭМ

В парке Монрепо есть два сооружения, обязанные своим появлением одному замечательному художнику и архитектору. Речь идет об обелиске братьев Броглио и капелле Людвигсбург, имя же их автора для русского слуха не назовешь простым. 

Его звали Чарльз Хиткот Тэйтэм. В России сегодня о Тэйтэме знают не слишком много, а, между тем, в Великобритании, на родине художника, ему посвящены многочисленные исследования, сохранился его архив. У Тэйтема есть и свой биограф, британский искусствовед Ричард Ридделл, благодаря работам которого мы довольно хорошо представляем себе сегодня жизненный и творческий путь художника.

Тэйтэм родился в 1772 г. Его отец, с помощью значительного приданного, полученного от жены, занялся разведением лошадей, но неудачно, и стал частным секретарем друга семьи, капитана Родни (впоследствии знаменитого лорда-адмирала). Сам же Тэйтэм с юных лет проявлял интерес к античному наследию и древним языкам, что даже заставило его родного дядю, богослова, убеждать Чарльза стать англиканским священником. Пример другого родственника оказался более убедительным. Джон Линнелл, мебельщик и дизайнер интерьеров, показал рисунки юного Тэйтема Генри Холланду, архитектору принца Уэльского. Холланд немедля принял девятнадцатилетнее дарование к себе на службу. В 1791–1794 гг., по заказу великого английского драматурга Ричарда Шеридана, Холланд занимался перестройкой королевского театра “Друри Лейн”. Для этой работы Тэйтэм сделал эскизы новых росписей королевских лож и просцениума.

Тут нужно объяснить, что стиль, в котором работал Тэйтэм, обычно называется неоклассицизмом, то есть стилем, опирающимся на наследие древних Греции и Рима. Однако применительно к английским мастерам этого направления (помимо Холланда и Тэйтэма к ним относятся Джон Нэш и Томас Хоуп) употребляется еще одно название: “стиль Регентства”. Имеется в виду регентство принца Уэльского (будущего короля Георга IV) во время многолетней душевной болезни его отца, Георга III. В “стиле Регентства” большую роль играют не только античные, но и, например, египетские мотивы. Принц Уэльский был большим поклонником французского неоклассицизма, получившего “египетскую прививку” после наполеоновской экспедиции в 1798 г. Быть может, в проекте обелиска для Монрепо нужно различать и эту древнеегипетскую “родословную”.

В 1793 г. Тэйтэм отправился в большое путешествие по Италии.  Два года, проведенные на Апеннинском полуострове, стали одной из самых ярких страниц в биографии Чарльза. В Италии Тэйтэм не только едва не стал католиком, но и приобрел незабываемые впечатления и друзей на всю жизнь. Так, например, в итальянском доме знаменитой художницы Анжелики Кауфман Тэйтэм познакомился с Антонио Кановой, ставшим его большим другом. Тэйтэм общался с великим немецким актером Вильгельмом Тишбейном (другом И.В. Гёте) и лордом Гамильтоном, раздобывшим для художника пропуск на знаменитые археологические раскопки. Тэйтем посещал музеи, частные художественные собрания, неутомимо копировал в свои альбомы образцы античных орнаментов, изучал производство мебели и декоративных украшений. Тэйтэм был избран членом Академии ди Сан Лука в Риме и почетным членом Академии Клементина в Болонье.

Вернувшись в Англию, Тэйтем в 1801 г. женился, и его новый дом стал местом встреч для многих замечательных мастеров искусства того времени. Достаточно сказать, что в числе гостей и друзей дома был гениальный поэт и художник Уильям Блейк, друживший впоследствии и с одним из сыновей Тэйтэма, Фредриком. 

Из всех многочисленных проектов Тэйтэма для нас, конечно, наибольший интерес представляют те, что связаны с Монрепо. Мы до сих пор не располагаем, однако, сведениями о том, каким образом Пауль Николаи познакомился с английским художником. Можно лишь предполагать, что здесь сыграли свою роль многочисленные английские знакомства барона, служившего в Великобритании на дипломатическом посту. В архиве Музейного ведомства Финляндии сохранились авторские чертежи Тэйтема, связанные с сооружением капеллы Людвигсбург. Они датированы 1822 г. и даже содержат указания лондонского адреса художника. Важно отметить, что, по предположению исследовательницы Ээвы Руофф, одним из проектов Тэйтэма была небольшая часовня на острове-некрополе. Как считает Руофф, часовня, для женщин-католичек в семье Николаи, действительно была построена на острове Людвигштайн в 1830-х гг. и просуществовала около тридцати лет.

Пауль Николаи явным образом остался доволен работой английского мастера, так что несколько лет спустя, в 1826 г., Тэйтэм получил еще один заказ из Монрепо – проект обелиска в честь шуринов барона, братьев Броглио. Об этом памятнике мы недавно уже  рассказывали.

Насколько позволяют судить доступные нам сведения, капелла и обелиск в Монрепо – это единственные сооружения, созданные по проектам Тэйтэма в Российской империи. В самой же России и Выборге Тэйтэм не бывал. Он умер в 1842 г., в возрасте семидесяти одного года, в Гринвиче, в Тринити-госпитале, и был похоронен там же, в больничной часовне.

Имя и фамилию Чарльза Хиткота Тэйтэма вряд ли с ходу назовут многие посетители Монрепо, но рожденные его фантазией и мастерством памятники – залог того, что имя и дело английского мастера не будут забыты в России.

Михаил Ефимов старший научный сотрудник историко-архитектурного музея-заповедника “Выборгский замок”

Читайте также