СЛУШАТЬ ХОРОШО, А ВИДЕТЬ И УЧАСТВОВАТЬ - ЛУЧШЕ

СЛУШАТЬ ХОРОШО,  А ВИДЕТЬ И УЧАСТВОВАТЬ - ЛУЧШЕ
467
СЛУШАТЬ ХОРОШО, А ВИДЕТЬ И УЧАСТВОВАТЬ - ЛУЧШЕ
Роль музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе трудно переоценить, считают учителя, в чьём арсенале есть такой мощный актив как школьный музей. С ними соглашаются коллеги, работающие в школах, где ещё только создаются эти хранилища истории. В любом случае, соглашаются специалисты районного комитета образования, опыт создания и деятельности школьных музеев необходимо тиражировать.

В Выборгском районе восемь школьных музеев. Непременным условием их существования является собственное отдельное помещение. К сожалению, такие возможности есть не у всех. Зачастую, при отсутствии свободных площадей, школы могут только лишь организовывать временные экспозиции.

На днях в музее Каменногорской школы собрались руководители учреждений дополнительного образования Выборгского района. Сюда же были приглашены представители некоторых школ, где к созданию музеев уже приступили. Выбор пал на Каменногорск потому, поясняет ведущий специалист комитета образования Ольга ГЕНЕРАЛОВА, что в этом учебном году здесь произошло слияние Детско-юношеского центра со школой, а так как музейно-педагогическая работа велась и там, и там, то консолидация принесла большую пользу. В работе семинара приняли участие и представители областного центра дополнительного образования “Ладога”, возглавляющего всю дополнительно-образовательную работу региона.

Музей в Каменногорской школе был создан в 1998 году, до сего дня здесь собрано 2314 экспонатов. В его составе действуют не-сколько постоянных залов и экспозиций. В зале трудовой славы отражена история местных промышленных предприятий. Директор школы Любовь ЗЫРЯНОВА подчёркивает, что этот сегмент музейного пространства играет решающую роль в профориентационной работе: ученики видят на архивных фотографиях своих бабушек и дедушек, знакомые лица, слышат об их трудовых достижениях и почёте и решают: и я так могу.

Комната боевой славы посвящена, как явствует из названия, годам Великой Отечественной войны, горожанам, воевавшим на фронтах, героям, погибшим за эту землю. Поисковая работа учеников легла в основу создания к 65-летию Победы книги об участниках войны, живущих в Каменногорске и окрестных посёлках. К очередной памятной дате готовится второе издание с очерками и воспоминаниями о первых днях войны, переведёнными с финского языка архивными материалами.

Экскурсии здесь проводят ученики пограничного кадетского класса под руководством учителя истории Валентины СИДОРОВОЙ; она же ведёт музейно-кружковую работу и руководит музеем. По признанию семиклассников Николая СОЛОВЬЁВА и Юлии ПРОНИНОЙ, проводивших для участников семинара экскурсию, это был их дебют перед столь серьёзной аудиторией; до этого они готовили лишь заочные экскурсии по музею в виде компьютерных презентаций и выступали перед ровесниками.

Ещё одно направление работы в “военном” зале - сбор и обобщение информации о земляках, участвовавших в боевых действиях в Афганистане и Чечне. В его основе - исследовательская работа третьеклассников под руководством педагога Татьяны ТОРОПОВОЙ. Материалы собирались три года назад, ребята сами встречались с “чеченцами”, приглашали на классные часы, проводили интервью. На районной научно-практической конференции работа заняла первое место; детей приглашали в школы района, а уж в родной школе они выступили перед каждым классом.

В “русской избе” можно познакомиться с предметами быта наших предков и образцами народного творчества, на “площади звёзд” - узнать о знаменитых и заслуженных выпускниках школы. Кстати, 22% здешних педагогов сами учились в этой школе, с гордостью отмечает Любовь Зырянова.

В этом учебном году школьный музей стал сотрудничать с историко-культурным центром “Сваргас”, директор которого Андрей НИКОЛАЕВ занимается с ребятами кружковой работой. Вся школьно-музейная работа в целом проходит под девизом “лучше одни раз увидеть, чем сто раз услышать, а ещё лучше - самому попробовать что-то сделать”. После рассказа юного экскурсовода Александра СОРОКИНА о средневековых доспехах и особенностях выживания в ту эпоху некоторые с удовольствием примеряли настоящую кольчугу или шлем с “рачьей шеей”.

Читайте также