«Не о вашей ли Симплиции идет речь?»

«Не о вашей ли Симплиции идет речь?»
616
«Не о вашей ли Симплиции идет речь?»

Во Франции найдена раритетная книга о дочери владельца усадьбы

Труд историка кропотлив, порой уходят годы на поиски нужной информации. Но часто случается, что неожиданные находки делают и любители. История – дама капризная, свои тайны она поверяет не каждому. Так случилось, что одно из самых интересных исследований за последний год о Монрепо сделала библиотекарь музея-заповедника Наталья ЛИСИЦА. Эта почти мистическая история началась почти год назад…

– Я работаю в Монрепо недавно, переехала из другого города. Конечно, сам парк, его история и история семьи Николаи произвели на меня впечатление и очень заинтересовали, – рассказывает Наталья Николаевна. – Поэтому я попросила свою дочь Наташу, живущую во Франции, поискать во франкоязычном интернете информацию, касающуюся потомков семьи Николаи. Вскоре дочка прислала мне ссылку на сайт, где были выложены несколько страничек из старой книги «Преподобная матушка Николаи»: «Не о вашей ли Симплиции идет речь?».

Когда я начала читать, то сразу увидела, что это книга о младшей дочери Пауля Николаи, которая ушла в монахини. И хотя на сайте было выложено всего несколько страниц, но там было оглавление, в котором значились главы о детских годах Симплиции, смерти ее  родителей Пауля и Александрины, переходе брата Леонтия Павловича от лютеранства в католичество и о последующем его уходе в картезианский монастырь. Я поняла, что мы нашли ранее неизвестную нам информацию... 

– Представляю, как вы разволновались!

– Точно, такой мандраж начался: как получить книгу? Я снова обратилась за помощью к дочери, поскольку владею французским, как говорится, со словарем. Наташа написала на сайт, но до сих пор не получила ответа.

Известно, что Симплиция была одной из основательниц католической общины Святого Семейства в Нормандии, в Дувр Ля Деливранд. А саму конгрегацию основала святая Эмили де Рода в городе Вилльфранш в 1816 году.

Наташа выяснила, что община Святого Семейства действует во Франции до сих пор, поэтому отправила письма в Вилльфранш и Нормандию. Первой ответила сестра Элиет Рикард из Вилльфранша, где, как оказалось, хранится архив общины. Монахиня ответила, что данная книга действительно у них имеется. При этом она очень удивилась и заинтересовалась, откуда Наташа узнала про книгу. По словам монахини, они знают о существовании только четырех экземпляров издания: два хранятся в Нормандии и два – в Вилльфранше. Наконец, был назначен день визита, и моя дочь отправилась в долгожданное путешествие в общину. 

– Как выглядит французский монастырь?

– Община Святого Семейства – это не монастырь в привычном нашем понимании. Например, в Нормандии община действует при доме престарелых. В бытность Симплиции, в период основания общины, сестры заботились о бедных девушках: давали им воспитание, учили грамоте, ремеслу.

В ходе встречи Наташа рассказала монахиням о парке Монрепо и семье Николаи. Сестер это очень заинтересовало, поскольку память о матушке Николаи бережно сохраняется в общине до сих пор. 

Мы все очень надеялись, что сестры дадут Наташе перефотографировать книгу. Вышло же так, что добросердечная матушка Эллиет дала книгу на целый месяц для сканирования. В благодарность я сделала для монахинь презентацию об истории и природе Монрепо. 

– В общине сохранились какие-то вещи Симплиции?

– Надеемся. Но пока Наташа не доехала в Нормандию, где жила Симплиция. Возможно, что там нас тоже ждут какие-то открытия. 

– Кто автор книги и когда она была издана? 

– Автор не указан. Может быть, это аббат Фокон, потому что в предисловии сказано, что в 1868 году у аббата Фокона была издана книга «Три принцессы из рода де Брольи». А может, над изданием трудились сестры общины.

Книга о матушке Николаи состоит во многом из ее воспоминаний и переписки с аббатом Соле, с которым она впоследствии создала общину. Аббат Соле был наставником Симплиции на протяжении долгих лет, к нему она обращалась по любым жизненным вопросам. 

Например, в 15 лет в Копенгагене ей предстояли первые выходы в свет, что очень беспокоило девушку. Поскольку Пауль Николаи служил в Копенгагене дипломатом, общался с королевским домом, светское общение накладывало на дочерей определенные обязательства: туалеты, украшения, танцы. Все это сильно смущало Симплицию, поскольку она уже видела себя монахиней. Она спрашивала аббата, можно ли посещать балы, танцевать с кавалерами. В ответ аббат Соле написал, что церковь этого не запрещает, главное, верно расставить приоритеты..

– Симлиция с детства была католичкой?

– Как было принято в Российской империи, в браках, когда супруги принадлежали разным конфессиям, дочери крестились по религиозной принадлежности матери, а сыновья – отца. Таким образом, сыновья Пауля Николаи ходили в лютеранские храмы, а дочери посещали католические мессы.

– Где Симплиция познакомилась с аббатом Соле? 

– Скорее всего, во Франции, у бабушки Франсуазы. После Реставрации монархии Франсуаза де Брольи вернулась из российской эмиграции во Францию. Юные барышни Николаи часто гостили у бабушки. Более того, в возрасте двух лет Симплицию на неопределенное время отдали на воспитание бабушки, потому что ребенок был как дичок. Напомню, что мать, Александрина Николаи, умерла сразу после рождения дочери. Когда Симплицию привезли, бабушка была в ужасе от ее воспитания. Известно, что Франсуаза была очень религиозна и добродетельна, также как и проживающая с ней невестка – супруга Октава де Брольи. Дамы посещали службы, много занимались благотворительностью, и вся округа их просто обожала. Конечно, такое окружение произвело сильное впечатление на юную Симплицию.

– Когда Аббат Соле стал наставником Симплиции?

– Он фигурирует уже в ранних воспоминаниях. Когда Симплиция пишет о времени, проведенном в замке Сен-Жорж-д’Онэ, везде-везде есть какие-то слова об отце Соле.

И когда Симплиция уезжает в Копенгаген, а потом в Россию, они продолжают переписываться. Письма Симплиции к Соле не сохранились, но по его письмам к Симплиции можно восстановить какие духовные вопросы ее волновали. Эти письма отца Соле матушка Николаи бережно хранила всю жизнь.

Как рассказала моя дочь, в этих письмах аббат помогал Симплиции укрепиться в вере, но при этом не совершая никакого насилия над психикой подростка.

– Кто переводит книгу?

– Моя дочь Наталья Сервен, и делает это совершенно бескорыстно. Книга написано довольно изысканным языком в стиле ХIХ века. Конечно, здесь требуется профессиональный перевод.

– Сколько уже переведено? 

– Пока переведено 7 глав из 26. В том числе главы про семью и детство, про юность, об отречении от лютеранства Леонтия Николаи, о смерти матушки Пауля Николаи, большая глава о монастырской жизни Леонтия Павловича. Сейчас Наташа переводит главу о переписке Симплиции с датской королевой Луизой, матушкой принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Федоровны). Дамы были очень дружны, их сблизила религия. Королева Луиза также была очень набожна, много занималась благотворительностью и была любима народом 

– Брат Леонтий также стал монахом? 

 – Для его отца Пауля Николаи было большим потрясением, когда Леонтий перешел из лютеранства в католичество. Поэтому последовать внутреннему влечению Леонтий мог только после смерти отца: он оставил военную службу (в чине генерала) и принял монашеский постриг в картезианском монастыре в Альпах. 

– Двое детей Николаи уходят в монастырь. Как вы думаете, почему?

– Добродетельность была в крови у Николаи и Броглио. Они все время кого-то опекали, помогали, заботились. Например, в книге приводится такой эпизод. Пауль вышел в отставку, и семья собиралась уезжать из Копенгагена, фактически уже грузили вещи. В этот момент к Паулю подошла какая-то женщина и рассказала, что его прачка умерла, оставив 12-летнюю дочь. Что ждало сироту в Копенгагене? Не раздумывая, Пауль забрал девочку с собой в Россию, где вырастил, дал образование и удачно выдал замуж. 

– Вы расскажете нам все эти истории?

– Да, сейчас я готовлю серию статей на основании переводов. Скан книги также уже в пути, Наташа отправила мне ее из Франции посылкой. Поэтому каждый день я заглядываю в почтовый ящик и жду извещения…

Ирина АНДРЕЕВА, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»

P.S. Статьи Натальи Лисицы вы сможете прочитать на страницах газеты  в наступающем 2018 году. 

Читайте также