КАК ПОСТАВИТЬ ОГНЮ ОБЩИЙ ЗАСЛОН?

"Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей". Эти слова американского метеоролога Луиса Баттона стали своеобразным девизом российско-финского семинара спасателей приграничных территорий соседствующих государств, который прошёл недавно в Выборге. Коллеги делились опытом и искали общий путь к тому, чтобы усилить первую часть цитаты и "обезоружить" вторую.

Нынешний год по своей пожароопасности выдался непростым. Достаточно высокая среднесуточная температура, скромный и быстро стаявший снежный покров обусловили самый высокий за последние шесть лет риск возгораний, пик которого пришёлся на июль-август. По данным, приведенным начальником ГКУ "Управление гражданской защиты Ленинградской области" Леонидом ЛАГОДОЙ, в Выборгском районе было осуществлено более 50 выездов в леса. Все очаги возгорания, равно как и в других муниципальных образованиях нашего региона, успешно ликвидированы.

- Весь лесной фонд области (а он составляет 5 млн. 600 тыс. га) находится под круглосуточным наблюдением 107 беспроводных и 40 проводных видеокамер. По всей территории функционируют 93 пожарно-химических станции – они являются основной силой, противодействующей огню. На тушение привлекаются, прежде всего, наземные средства: тракторы, бульдозеры, мотоцистерны, лесопожарные катера. Подавляющее число пожаров удалось ликвидировать в первые же сутки, причём, среднее время составило четыре часа, – привёл текущую статистику Лагода.

Финские коллеги живо интересовались практическими вопросами: на ком лежит ответственность за тушение пожаров, как осуществляется мониторинг и пр. Наверное, не все об этом знают, но в России за пожарами следят из космоса в режиме on-line. Данные принимает московский центр, из которого дважды в сутки космоснимки рассылаются в региональные Управления, поступая в ГУ в течение 20 минут. Если снимок фиксирует очаг возгорания, то за 40 последующих минут на "тревожном" месте должны появиться пожарные. Они снимают "стартовую" информацию: площадь пожара, его характер, силу. Затем принимается решение о действиях по ликвидации огня.

В числе вопросов с финской стороны прозвучал и такой: какими воздушными силами и средствами располагают россияне для тушения пожаров на приграничных территориях, в том числе в непосредственной близости от границы?

Примечательно, что "в случае чего" подлётное время к границе составляет 20 минут. Правда, ещё час уходит на то, чтобы привести воздушное судно в готовность; однако в пожароопасный период этого часа нет априори. Наши огнеборцы располагают тремя вертолётами, каждый из которых может обрушить на очаг возгорания 3-5 тонн воды.

При возникновении чрезвычайных ситуаций есть возможность привлечь арсенал Минобо-роны; в частности, так было в 2006 году, когда леса трещали от пересыхания и могли вспыхнуть от одной спички. Прилёт московской "тяжёлой артиллерии", способной забирать воду прямо из водоёма способом глиссирования, осуществляется в течение 6 часов с момента получения сигнала SOS. А в удалённых районах с огнём успешно справляются авиадесантники. Кстати, максимальный радиус въезда на место возгорания в Ленинградской области составляет 80 км, а в Выборгском районе – 32 км.

Участники семинара сошлись на том, что использование авиации при тушении пожаров, особенно на приграничных территориях – это тема для размышления и развития, обмена опытом. Как быть, если, например, пожар возник в одном государстве и нарушил границу? Можно ли задействовать в данном случае воздушные суда-водовозы, которым придется пересечь рубеж? Пока таких ситуаций не возникало. По словам начальника местного гарнизона пожарной охраны, полковника внутренней службы Александра КРАСОВСКОГО, в Выборгском районе уже была ситуация, когда лесной пожар подходил к границе. Тогда финский вертолёт контролировал ситуацию, но активного участия со стороны соседей в ликвидации пожара не было.

В любом случае, основная задача спасателей, вне зависимости от их гражданства, заключается в помощи людям и умении оказать её грамотно и в максимально сжатые сроки. Например, те же вертолёты способны работать в очень сложных условиях – там, где наземные средства не пройдут или не успеют. Пусть же на земле будет больше людей, а не дыма.

Читайте также