ДОНАУРОВ

ДОНАУРОВ
1325
ДОНАУРОВ
В истории Монрепо есть сюжет, который до сих пор является камнем преткновения для исследователей. После смерти создателя парка, Петра Алексеевича Ступишина, его наследники выставили имение Шарлоттенталь (так в то время называлось Монрепо) на торги. В договоре купчей покупателем был назван “господин коллежский асессор Михаил Донауров”. При этом известно, что после Ступишина имение принадлежало принцу Фридриху Вильгельму Карлу Вюртембергскому, давшему усадьбе и парку их современное название - Монрепо. Значит, у имения в этот период было два владельца? Или, как считают некоторые исследователи, принц Фридрих выкупил Монрепо у Донаурова, и был, таким образом, лишь третьим владельцем имения? Как же было на самом деле, и кто такой был коллежский асессор Донауров, так странно вмешавшийся во владельческую историю Монрепо?

Михаил Иванович Донауров (1758–1817) происходил из старинного грузинского рода Донаури, восходящего к древним правителям Кахетии. В правление Петра Великого, в 1724 году, его предок приехал в Санкт-Петербург в свите грузинского царя Вахтанга VI. Михаил Иванович был первым представителем рода, сделавшим блестящую карьеру в России.

Первоначально Донауров был записан в военную службу, но уже в 1780 г. оказался в кругах, близких к Малому Двору цесаревича Павла Петровича. Он стал секретарем Великого князя и его библиотекарем. В те же годы состоялось знакомство Донаурова с братом Великой княгини Марии Федоровны - принцем Фридрихом Вюртембергским. Назначенный Екатериной II на должность выборгского наместника, принц Фридрих переехал в Выборг в 1784 г. Тогда же он стал подыскивать для своей семьи загородный дом с парком, и помощь делового и обстоятельного человека, каким был Донауров, оказалась как нельзя кстати. Михаил Иванович взял на себя труд по оформлению документов, причем имя принца Фридриха в бумагах не было упомянуто. В купчей от 23 октября 1784 г. говорилось, что опекуны наследников Ступишина продают Шарлоттенталь господину Михаилу Донаурову со всеми землями, постройками, садами и урожаем за три тысячи рублей. Таким образом, Донауров стал формальным владельцем Монрепо, фактически же хозяином имения был принц Фридрих.

В 1785 г. Донауров получил повышение по службе и стал надворным советником. Однако Великий князь Павел Петрович предпочел видеть своего оберсекретаря в военной службе и определил его в гатчинские войска в чине генерал-аудитора лейтенанта, соответствующем званию подполковника пехоты. Именно в этом чине он упоминается в документах, связанных с продажей Монрепо в 1788 г. После того, как принц Фридрих был выслан из России, судьба его выборгской собственности оставалось неопределенной. Управляющий Монрепо Йохан Норштедт безуспешно ждал от принца распоряжений о том, что ему делать с землей и постройками. По мнению Норштедта, от Монрепо следовало избавиться как можно скорее. Посредником между управляющим и высланным принцем оставался все тот же Донауров. Наконец, спустя почти год после отъезда принца, имение было выставлено на торги. В апреле 1788 г. Донауров писал принцу в Штутгарт, что за все три принадлежавших последнему имения (среди которых было Монрепо) нельзя получить более 10000 рублей, и что на них есть лишь один покупатель - барон Людвиг Генрих Николаи. По мнению Донаурова, сами угодья стоили больше, но деревянные постройки было трудно продать, особенно при условии ухудшавшихся отношений со Швецией и угрозе войны. Шли месяцы, под Выборгом уже начались военные действия, а барон Николаи продолжал колебаться, как ни уговаривал его Донауров. Наконец, в сентябре 1788 г. Монрепо было продано. В купчей Донауров вновь упоминается как владелец Монрепо.

С новым хозяином Монрепо Донаурову предстояло встречаться еще не раз. И для него, и для Николаи воцарение Павла I означало стремительный взлет карьеры. Милости государя изливались на Донаурова таким широким потоком, что это не могло не стать поводом для зависти и интриг. В 1797 г. Донауров уже генерал-майор и кавалер ордена св. Александра Невского, владелец поместья в 2000 душ и дома в Санкт-Петербурге. Павел назначает его главой своего Кабинета, среди членов которого - Л.Г. Николаи. Уже через год после восшествия на престол Павел производит Донаурова в тайные советники, спустя еще год - в действительные тайные советники. На самом пике карьерного роста Михаил Иванович решает не искушать судьбу и благоразумно просит императора об отставке. К службе он вернется сразу после воцарения Александра I, в 1801 г. Александр назначил его сенатором в 3-й департамент Сената. По службе Донауров в этот период курирует строительство здания Императорской публичной библиотеки, начатое еще при Екатерине. Поступающее из-за границы книги, предназначенные для библиотеки, на время строительства он определяет в Библиотеку Академии Наук, президентом которой в этот период был Людвиг Николаи. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна делает М.И. Донаурова членом совета учрежденных ею обществ: Воспитательного Общества благородных девиц и Санкт-Петербургского училища ордена св. Екатерины. Однако этот период придворной службы Донаурова оказался кратким - уже в конце 1802 г. он вышел в отставку по болезни. В 1808 г. Михаил Иванович ненадолго вернулся к службе, а в октябре 1817 г. он скончался и был похоронен на Волковском кладбище Петербурга.

Добавим к этому, что связи Донауровых с правящим домом Вюртемберга оказались весьма долгими. Один из сыновей Михаила Ивановича, Петр, состоял адъютантом при генерал-майоре принце Александре Вюртембергском, племяннике принца Фридриха и императрицы Марии Федоровны.

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также